Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Лукин В.П. посетил 21-23 ноября текущего года Республику Башкортостан в целях ознакомления с деятельностью республиканских мест принудительного
содержания.
Особое внимание к этому субъекту Российской Федерации обусловлено трагическими событиями июля текущего года, связанными со смертью в ИК-4 ГУФСИН России по Республике Башкортостан одного из осужденных, которые вызвали большой общественный резонанс.
На рабочей встрече с заместителем прокурора Республики Башкортостан Зубаировым Р.М. Уполномоченный выразил сомнения в законности и обоснованности процессуального решения об отказе в возбуждении уголовного дела по факту смерти осужденного, поскольку она наступила через день после применения к нему специальных средств, при этом ее причина — «сердечная недостаточность» не вызывает уверенности, так как ранее осужденный по этому по-воду за медицинской помощью не обращался.
Уполномоченный надеется на полную и объективную проверку всех обстоятельств случившегося и принятие по указанному событию основанного на законе процессуального решения.
Поскольку к Уполномоченному поступали жалобы от осужденных, отбывающих наказание в ИК-2 ГУФСИН России по Республике Башкортостан, изучено было и положение дел в этом исправительном учреждении.
Кроме того, в указанном учреждении в сентябре текущего года некоторые осужденные совершили акты членовредительства, протестуя против незаконных, по их мнению, действий его сотрудников.
На беседе часть осужденных, находящихся в этом учреждении, говорили также, что администрация использует их субкультуру, при этом основным инструментом осуществления соответствующих методов является группа осужденных, которым делегируются полномочия администрации, или так называемый актив, который запрещен законом.
Указанная категория осужденных осуществляет работу по поддержанию режима в отрядах и выполнению требований администрации: они осуществляют обыски и досмотры осужденных, применяют наказания от лишения личного времени и возложения обязанностей по выполнению дополнительных работ по благоустройству исправительного учреждения сверх регламентированных 2 часов в неделю до избиения и «перевода» осужденных в категорию лиц с социально пониженным статусом, так называемых «обиженных».
Кроме того, многие осужденные утверждали, что ежедневно по несколько часов их принуждают хором читать методические рекомендации по использованию системы «социальных лифтов» и заучивать их наизусть.
В связи с этим, Уполномоченный обратил внимание на то, что указанные методические рекомендации разработаны ФСИН России и обращены к персоналу исправительных учреждении, регулируя организацию воспитательной работы персонала с осужденными и требования знать их осужденным наизусть не содержат.
Уполномоченным отмечена и незаконность указанных рекомендаций, поскольку установление в качестве критерия оценки поведения осужденного его стремление к психофизической корректировке и выполнению неких программ по психологической коррекции личности противоречит действующему законодательству, поскольку статья 12 УИК Российской Федерации предусматривает возможность только оказания психологической помощи осужденным и лишь с их согласия.
С учетом указанных обстоятельств Уполномоченный обратился в прокуратуру Республики Башкортостан с просьбой провести комплексную проверку ИК-2 ГУФСИН России по Республике Башкортостан с целью обеспечения законности и соблюдения прав человека в деятельности указанного исправительного учреждения.
Уполномоченный убедился также в наличии серьезных недостатков и в деятельности изоляторов временного содержания (ИВС), находящихся в ведении МВД по Республике Башкортостан.
В настоящее время на территории этого субъекта Российской Федерации функционируют 46 ИВС органов внутренних дел, в которых ежегодно содержится более 30 тысяч подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, причем из имеющихся ИВС только 9 соответствуют требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации.
Несмотря на предпринимаемые Министерством внутренних дел по Республике Башкортостан меры, направленные на переоборудование большинства ИВС в целях обеспечения их соответствия нормативным требованиям, 12 ИВС размещены в подвальных и полуподвальных помещениях, в 10 ИВС отсутствует централизованное водоснабжение, 9 ИВС не оснащены душевыми, 5 ИВС не оборудованы прогулочными дворами, лишь в 13 ИВС имеются штатные медицинские сотрудники.
Объем выделяемых денежных ассигнований на ремонт и оснащение ИВС по-прежнему остается несоразмерным сумме, необходимой для их осуществления.
В связи с этим Уполномоченный обратился к Министру внутренних дел Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении объемов финансирования работ по приведению ИВС, находящихся в ведении МВД по Республике Башкортостан, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.