Пришла грустная весть — 25 января 2013 год закончился жизненный путь диссидента, правозащитника, общественного деятеля, а в глазах многих еще и легендарного человека Валерия Федоровича Абрамкина. Тем, кто его знал в разные годы остается возможность исполнить человеческий долг благодарности и сказать о том существенном, что Валерий Федорович сделал и внес в жизнь.
Хочу поделиться двумя воспоминаниями связанными с Валерием Федоровичем Абрамкиным. Первое — это зарождение в 1997 г. по инициативе Льва Пономарева, Валерия Абрамкина и Елены Боннэр «Ииициативной группы за объединение в защиту гражданских и экономических прав граждан в Российской Федерации» (краткое название — инициативная группа «Общее действие «). Группа существовала и регулярно собиралась в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова с 1997 примерно до 2006-2007 г. сначала один- два раза в месяц, потом реже. Несколько лет в заседаниях группы принимали участие большинство руководителей правозащитных органиазаций Москвы и известные московские и несколько немосковских правозащитников старшего и среднего поколений в личном качестве. Таких откровенных и главное регулярных встреч и обсуждений положения в стране с искренним стремлением сотрудничать друг с другом чем только возможно и в таком широком составе у правозащников до создания группы «Общее действие», а м.б. и после, возможно, уже не было. Сказать об этом в связи с кончиной Валерия Абрамкина важно потому, что и первичный импульс к образованию инициативной группы «Общее действие» и одухотворенное и заинтересованное отношение членов группы друг к другу на ее заседаниях в первые годы ее существования, как мне кажется, было связано не только со временем, эпохой, но и обусловлено тем, что среди трех инициаторов создания группы был Валерий Федорович Абрамкин, пользововашийся абсолютным признанием в правозащитной среде и вместе с тем за лидерство в этой среде не боровшийся и в группе «Общее действие» никогда ни с кем не соперничавший.
Еще одна, такого же плана идея, автором которой был, вероятно, Валерий Федорович Абрамкин, — это зарождение и существование в течение нескольких лет традиции публичного подведения правозащитным сообществом итогов своей работы в ушедшем году и рассказа о главных проблемах и планах на будущий год. Эти встречи проходили в начале 2000-ых годов (проходят ли они сейчас не знаю) в форме празднования правозащитнииками и их друзьями Старого Нового года в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова. В таких встречах принимало участие до 100 человек и кажется одну или две вел Валерий Абрамкин. Выполняя роль ведущего, он (если я ничего не путаю) даже предложил и организовал один или два раза тайное голосование «Лучший правозащитник года», это было неофициальное подведение итогов деятельности присутствовавших «по гамбургксому счету», в котором все собравшиеся с удовольствием участвовали.
Валерий был не просто человеком, с которым я в течение нескольких лет часто встречался в Музее и общественном центре имени Сахарова, но и легендарным человеком, в котором я не разочаровался при достаточно близком знакомстве.
Хотя многие и я сам тоже понимали, что сердце и силы Валерия Федоровича с конца 1980-ых годов безраздельно и без остатка отданы решению «узкой» проблемы гуманизации очень жестокой к людям российской пенитенциарной системы, сам он многие годы, благодаря своим человеческим качествам был в числе людей, которые объединяли значительную часть правозащитников в более менее реальную и солидарную группу.
Юрий Самодуров
куратор, номинант премии «Инновация»
Акро-эпитафия
Абрамкину Валере
Эпилогом судьбы арестанта – последний побег
Под излет января, и никто не помчится вдогонку,
И ни вохре, ни зоне, ни пайке, ни шмону, ни шконке
Твою душу уже не терзать. – ты свободен навек…
Ахать вроде бы нам ни к чему: ты ушел в белый снег –
Фантастически точный финал чистой жизни-снежинки,
И поэтому я не рыдаю (гляди — ни единой слезинки),
Я наплачусь потом… в тишине… вдалеке ото всех…
26 января 2013
Н.Ним