К политзаключенному Леониду Развозжаеву шестой день не пускают адвокатов и отказываются этапировать из Иркутска в Москву. «По нашим данным, Леонид, несмотря на то что уже полтора месяца как вывезен из «Лефортово», до сих пор не пошел на сотрудничество, — пишет в своем блоге адвокат Дмитрий Аграновский. — Сейчас, на наш взгляд, момент истины, так сказать. Напомню, Леонид говорил, что если появятся так называемые его «признания» или «отказ» от адвокатов, чтобы этому не верили».
К Развозжаеву отказались допустить депутата Госдумы Илью Пономарева, хотя по закону он имеет право на посещение заключенных. В пятницу Пономареву показали камеры иркутского СИЗО-1, где содержался Развозжаев до перевода в тюремную больницу. Начальник СИЗО сказал депутату, что сроки этапирования Развозжаева полностью зависят от органов следствия. Все обращения и жалобы адвокатов на нарушение прав их подзащитного остались без ответа.
Иркутских адвокатов Вячеслава Иванца и Дмитрия Дмитриева следствие намерено привлечь в качестве свидетелей по уголовному делу о заведомо ложном доносе. В этом случае адвокаты больше не смогут представлять интересы Развозжаева. Дело возбудили после того, как в суде Развозжаев опознал одного из своих похитителей, которые в октябре вывезли его из Киева и заставили написать явку с повинной. Как отмечает Аграновский, по такой же схеме от защиты Развозжаева был отстранен Марк Фейгин.
В субботу стало известно, что жена Развозжаева Юлия Смирнова воспользовалась программой страхования заключенных, которую запустила правозащитная организация Gulagu.Net. Политзек застрахован от туберкулеза, несчастного случая, инвалидности первой и второй группы в результате несчастного случая. «Это последствия, которые могут возникнуть при пытках, психологических и физических воздействиях», — пояснила Смирнова «Новой газете».
Аграновский назвал страхование «очень правильным шагом». В свою очередь, основательница движения «Русь сидящая» Ольга Романова сообщила, что за страховой компанией, клиентом которой стал Развозжаев, «стоят авторитетные люди». «Это был настоятельный дружеский совет именно с той стороны баррикад, — пишет Романова в Фейсбуке. — Перевожу на русский: сие означает, что у кого-то есть серьезная информация о реальной опасности для Развозжаева, и опасность эта исходит именно от ментов, это угроза жизни. Однако та часть тюремного населения, которая зовется «блатные», теперь заинтересованы в том, чтобы с Леонидом все было хорошо».
Последняя встреча Иванца со своим подзащитным состоялась в понедельник и длилась всего 10 минут. Тогда Развозжаев сообщил, что его перевели в больничную палату к рецидивистам и он получает угрозы. «Он находится на грани нервного срыва, поскольку его убеждают дать признательные показания, угрожая его безопасности», — сообщал адвокат. Развозжаев как минимум дважды просил перевести его в другую камеру. 31 января в письме на волю он сообщил, что на него оказывают «чудовищное давление» с целью добиться обвинительных показаний на лидеров оппозиции. «О подробностях этого я даже не могу написать», — писал Развозжаев. «Прошу не верить ни в какие «признания» и прочие разоблачительные показания, данные мною без адвокатов, в частности без Дмитрия Аграновского», — говорилось в письме.
В отношении Развозжаева ранее было возбуждено четыре уголовных дела. В октябре 2012 года он был похищен в Киеве российскими спецслужбами и арестован по делу «Анатомии протеста — 2». Его, а также двух других лидеров Левого фронта Сергея Удальцова и Константина Лебедева обвинили в подготовке массовых беспорядков на иностранные деньги. Затем было возбуждено дело о разбое, который Развозжаев якобы совершил в Ангарске в 1997 году. После этого СКР заподозрил оппозиционера в незаконном пересечении российско-украинской границы. Наконец, 18 января ему предъявили обвинение в заведомо ложном доносе.
В начале января стало известно, что Развозжаев, стремясь избежать этапа в Иркутск, еще 15 декабря дал согласие на закрытие дела о разбое за истечением срока давности, то есть по нереабилитирующему основанию. «Это не признание, а просто вынужденная мера, чтобы не подвергаться бесчеловечному обращению», — отметил тогда Аграновский. Тем не менее 20 декабря Развозжаева этапировали в Сибирь.
Иркутский СИЗО-1 имеет репутацию одной из самых страшных тюрем России. По указанию оперативников заключенные, сотрудничающие с администрацией, пытают других арестованных, выбивая из них «явки с повинной». В 2011 году адвокат Сергей Беляк выложил в интернете снятый им часовой фильм «Иркутское СИЗО. Территория пыток».
Источник: Грани.ру