Когда читаешь решение Теньгушевского суда, на ум приходят слова одной песни: «Да Вы не судьи, а палачи». Тюремные врачи и судья Вельматкина Г.М. считают, что в тюремной больнице лечение оказывается лучше, чем на свободе, а уход за больным заключенные осуществляют лучше, чем родные люди.
9 марта 2013 в ФКУ ЛИУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия умер Корнеев Игорь, 1970 года рождения. Около 10 лет назад Игорь попал в места лишения свободы будучи совершенно здоровым молодым человеком. За время отбывания наказания им было перенесено три инсульта, инфаркт, ампутированы обе ноги. Примерно за месяц до суда у Игоря была остановка сердца, для спасения жизни были предприняты реанимационные мероприятия. После третьего инсульта Игорь был практический парализован.
Как только с Игорем случился третий инсульт, в тюремную больницу приехала сестра Наталия. Ей дали свидание с братом, который был в очень плохом состоянии. Затем Наталия узнала у врачей какие лекарства нужны для спасения брата, стала решать вопрос о его скорейшем освобождении по состоянию здоровья. Она наняла адвоката для представления интересов Игоря в суде. При этом администрация попросила написать Наталию заявление о том, что после освобождения сестра заберет Игоря к себе и предоставит ему надлежащий уход.
21 февраля 2013 года в Теньгушевском районном суде рассматривалось ходатайство об освобождении Игоря Корнеева от дальнейшего отбывания наказания в связи с состоянием здоровья. В суд были предоставлены документы из ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия, где на тот момент находился заключенный. Суду предоставлено заключение специальной медицинской комиссии учреждения ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия «О медицинском освидетельствовании осужденного» с заключением, где указало, что согласно пункта 20 Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2004 года № 54 больной Корнеев И.А. подлежит представлению в суд для решения вопроса об освобождении от наказания в связи с болезнью.
В постановлении об отказе в освобождении от наказания в связи с болезнью судья Вельматкина Г.М. практический констатирует факт того, что заключенному будет в колонии лучше, чем на свободе! Есть у судьи сердце, принявшее такое решение? Не приблизило ли именно это решение суда время смерти Игоря? Не существует ли прямая связь между этим решением суда и смертью заключенного — и без того ослабленное сердце было надорвано столь беспредельным отказом суда в освобождении, осознанием несправедливости и беспомощности в этой ситуации.
P.S.: Наталия рассказала о том, что труп брата из тюремной больницы смогла забрать только 12 марта 2013 г.(и это при условии, что в данной больнице нет морга). В то время пока она ожидала когда ей вернут тело брата на ее глазах было из ЛПУ -21 было вынесено еще четыре трупа. Среди этих умерших был один, который буквально за несколько дней до смерти пытался обратиться к правозащитникам за содействием по факту неоказания медицинской помощи. Не успел. Говорят, что умер он от запущенной пневмонии.
Считаю важным поднять вопросы перед Верховным Судом РФ и Правительством РФ об изменении в законодательстве по практике освобождения по состоянию здоровья:
1. поскольку вопрос об освобождении поднимается уже практический перед смертью человека, только в очень тяжелых случаях, вопросы характеристики заключенного в прошлом не может носить решающего значения в разрешении вопроса. Неоднократно сталкивалась с случаями, когда отказывают в освобождении по состоянию здоровья в связи с … отрицательной характеристикой заключенного несколько лет назад до заболевания.
2. считаю незаконным требование судей о предоставлении документов от родственников о надлежащем уходе за больным. Каким образом можно доказать, что больному будет предоставлен уход, оказана необходимая медицинская помощь? В каком документе можно отразить любовь и заботу родных о близком им человеке?
3. пересмотреть закон в части ожидания 10-ти дневного срока после после вынесенного положительного решения (для ожидания подачи обжалования). Зачастую случается так, что судья принимает решение об освобождении по состоянию здоровья, никто не собирается обжаловать данное постановление, но состояние здоровья таково, что человек не доживает до свободы. Для тяжело больного десять дней оказываются вечностью.
Лариса Фефилова.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об отказе в освобождении от наказания в связи с болезнью
21 февраля 2013 г. п. Барашево, Республика Мордовия
Теньгушевский районный суд Республики Мордовия в составе: судьи Вельматкиной Г.М.,
при секретаре Терехиной Н.С., с участием:
помощника прокурора Дубравной прокуратуры Сарайкина А.И., представителя администрации ФКУ ЛПУ -21 УФСИН России по Республике Мордовия Душкина Д.Е.,
специалиста Шестовой М.З., осужденного Корнеева И. А.,
адвоката КА «Республиканская юридическая защита» Варданяна Р.С., представившего удостоверение №401 и ордер №5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении штаба ФКУ ЛПУ- 21 УФСИН России по Республике Мордовия ходатайство осужденного Корнеева Игоря Александровича, адвоката КА «Республиканская юридическая защита» Варданяна Рубена Сережаевича об осво§ождении от отбывания наказания в связи с болезнью осужденного Корнеева Игоря Александровича, 03 января 1970 года рождения, уроженца г.Саратов, гражданина, Российской Федерации, русского, разведенного, со средним образованием, отбывающего наказание в ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия,
установил:
Корнеев И.А. отбывает наказание по приговору Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 29 декабря 2003 г., которым признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью первой статьи 222 УК Российской Федерации, пунктом «а» части четвертой статьи 162 УК Российской Федерации, пунктом «г» части третьей статьи 226 УК Российской Федерации’ и ему назначено наказание по ч&сти первой статьи 222 УК Российской Федерации в виде 3 лет лишения свободы без штрафа, по пункту «а» части четвертой статьи 162 УК Российской Федерации в виде 10 лет лишения свободы без штрафа, по пункту «г» части третьей статьи 226 УК Российской Федерации в виде 5 лет лишения свободы без штрафа.
На основании части третьей статьи 69 УК Российской Федерации путем частичного сложения наказаний окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком 12 лет без штрафа с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 24 марта 2004 г. приговор Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 29 декабря 2003 г. изменен: приговор суда в части осуждения Корнеева И.А. по части первой статьи 222 УК Российской Федерации отменен, уголовное дело прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления; исключено из приговора указание на «совершение разбоя с применением оружия»; переквалифицированы действия с пункта «а» части четвертой статьи 162 УК Российской Федерации в редакции Федерального закона от 08 декабря 2003 г. №162-ФЗ на пункт «а» части третьей статьи 162 УК Российской Федерации в редакции Федерального закона от41996 г., по которой назначено 10 лет лишения свободы; переквалифицированы действия Корнеева И.А. с пункта «г» части третьей статьи 226 УК Российской Федерации на часть первую статьи 226 УК Российской Федерации, по которой назначено 3 ^ода лишения свободы. На основании части третьей статьи 69 УК Российской Федерации по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено к отбытию 11 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока 07 сентября 2003 года, конец срока 06 сентября 2014 года.
Адвокат КА «РЮЗ» Варданян Р.С., осужденный Корнеев И.А. обратились в Теньгушевский районный суд Республики Мордовия с ходатайством об освобождении от отбывания наказания Корнеева И.А. в связи с тяжелой болезнью.
В своем ходатайстве осужденный Корнеев И.А. указал, что просит его освободить от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью.
Адвокат Вардакян Р.С. в ходатайстве об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью осужденного Корнеева И.А. указал, что Корнеев И.А. отбывания наказание в местах лишения свободы заболел тяжкой болезнью, в связи с чем признан инвалидом 1 группы. Во время отбывания наказания ему была ампутирована нога, он не в состоянии передвигаться самостоятельно. За последний год перенес 2 инсульта. Реализация указанных в статье 6 УПК Российской Федерации целей уголовного судопроизводства осуществляется не только путем привлечения виновных к уголовной ответственности и их наказания, но и в результате освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также иных правовых последствий совершения преступления. Просит освободить Корнеева И.А. от дальнейшего отбывания наказания в связй с,- тяжелой болезнью.
Выслушав осужденного Корнеева И.А., адвоката КА «РЮЗ» Варданяна Р.С., поддержавших ходатайство об освобождении Корнеева И.А. от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью, представителя администрации ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия Душкина Д.Е., полагавшего ходатайство оставить без удовлетворения, специалиста Шестову М.З., мнение заместителя прокурора Дубравной прокуратуры Сарайкина И.А., полагавшего ходатайство адвоката КА «РЮЗ» Варданяна Р.С., осужденного Корнеева И.А. оставить без удовлетворения, изучив материалы личного дела осужденного, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из ходатайства осужденного Корнеева И.А. и адвоката Варданяна Р.С. следует, что осужденный Корнеев И.А. болен тяжелой болезнью.
Согласно Заключения специальной медицинской комиссии учреждения ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия «О медицинском освидетельствовании осужденного» от 18 января 2013 г. осужденный Корнеев И.А. имеет следующие диагнозы заболеваний: острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу в сосудах ствола мозга в виде выраженного, стойкого правостороннего гемипареза, дизартрии, дисфагии. Последствия повторных ишемических инсультов (2011 г., 2012 г.) в виде левостороннего монопареза.
В Заключение указало, что согласно пункта 20 Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2004 года № 54 больной Корнеев И.А. подлежит представлению в суд для решения вопроса об освобождении от наказания в связи с болезнью.
Согласно части второй статьи 81 УК Российской Федерации наличие заболевания, препятствующего отбыванию наказания осужденному, не может являться единственным основанием для освобождения от отбывания наказания в связи с болезнью.
Освобождение от наказания в связи с болезнью не является субъективным правом осужденного, даже если его заболевание подпадает под соответствующий перечень.
Суд, решая вопрос об освобождении осужденного Корнеева И.А. от отбывания наказания в связи с болезнью, учитывает не только наличие заболевания, но и личность осужденного, его поведение в местах’лишения свободы, отношение к лечению, степень исправления, состояние здоровья и возможность получения квалифицированной медицинской помощи в местах лишения свободы и на свободе, возможность трудоустроиться, наличие жилья, его материальное положение, число и характер совершенных им преступлений, продолжительность отбытого и неотбытого срока наказания, достижение цели восстановления социальной справедливости и другие обстоятельства.
Согласно заключения и характеристики администрации ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия осужденный Корнеев И.А. последний раз прибыл в ФКУ ЛПУ-21 24 декабря 2012 г. на стационарное лечение в терапевтическое отделение. В ЛПУ-21 допустил 2 нарушения режима содержания, за что наказывался в дисциплинарном порядке, поощрений не имеет. Мероприятия воспитательного характера *не посещает из-за состояния здоровья. На индивидуальные беседы реагирует слабо. В коллективе осужденных уживчив, поддерживает отношения с осужденными отрицательной направленности. По характеру вспыльчивый, склонен ко лжи, скрытен, эмоционально не устойчив. Поддерживает воровские традиции. Вину по приговору суда не признал. По приговору суда иска не имеет.
Осужденный Корнеев И.А. на путь исправлении не встал,, так как большую часть отбытого срока наказания являлся нарушителем режима содержания, также имеет неснятое и непогашенное взыскание. Заболевание осужденного Корнеева И.А. входит в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года №54 и приказа Министерства здравоохранения и Министерства юстиции Российской Федерации от 9 августа 2001 года. №311/242.
Администрация ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия не поддерживает ходатайство осужденного Корнеева И.А. о досрочном освобождении от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью, так как большую часть отбытого срока наказания являлся нарушителем режима содержания, также имеет неснятое и непогашенное взыскание.
Согласно пункта 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля’ 2004 года №54 Корнеев И.А«. подлежит предоставлению в суд для решения вопроса об освобождении от наказания в связи с болезнью.
Из материалов личного дела осужденного следует, что за время отбывания наказания Корнеев И.А. имеет 3 поощрения, 35 раз наказывался в дисциплинарном порядке за нарушение режима содержания, 1 взыскание от 22 октября 2012г. не снято и не погашено в установленном законом порядке.
Согласно части второй статьи 81 УК Российской Федерации лицо, заболевшее после совершения преступления тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания.
В судебном заседании установлено, что осужденный Корнеев И.А. в ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия .получает необходимое лечение. Лечение заболевания осужденного Корнеева И.А. возможно в условиях стационара в местах лишения свободы. От лечения не уклоняется.
Суд, оценив все обстоятельства, влияющие на возможность применения досрочного освобождения в связи с болезнью, оценив поведение осужденного за весь период отбывания наказания, то, что лечение заболевания осужденного Корнеева И.А. возможно в условиях стационара в местах лишения свободы, приходит к убеждению о том, что применение освобождения от отбывания наказания в связи с болезнью к осужденному является нецелесообразным.
В случае освобождения от отбывания наказания Корнеев И.А. будет поставлен как больной в худшие условия, чем при отбывании наказания, где он обеспечивается всем необходимым для нормального лечения. ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия является специализированным лечебным учреждением для лечения осужденных.
Наличие заявления сестры Корнеева И.А., Журавлевой Н.А. о том, что она согласна предоставить Корнееву И.А. жилплощадь и уход за ним не свидетельствует о том, что осужденный Корнеев И.А. в случае освобождения от отбывания наказания в связи с болезнью будет получать более квалифицирующую медицинскую помощь, чем получает в настоящее время. В материале и в личном деле осужденного отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Журавлева Н.А. действительно может обеспечить для Корнеева И.А. более квалифицированную медицинскую помощь, чем он получает в ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия и надлежащий уход за ним.
Все это позволяет сделать вывод о том, что к осужденному Корнееву И.А. применение правил части второй статьи 81 УК Российской Федерации является нецелесообразным.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 81 УК Российской Федерации, статьями 397,399 УПК Российской Федерации, суд
постановил:
ходатайства осужденного Корнеева Игоря Александровича, адвоката КА «Республиканская юридическая защита» Варданяна Рубена Сережаевича об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью Корнеёва Игоря Александровича оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Республики Мордовия в течение 10 суток со дня вынесения, а осужденным — в тот же срок со дня получения копии постановления через Теньгушевский районный суд Республики Мордовия.
В случае подачи апелляционной жалобы или представления, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в суде апелляционной инстанции.
Судья: подпись Г.М. Вельматкина
Ссылка по теме:
— Больной осужденный надеялся на освобождение по болезни, а дождался смерти
Ни закон,по людски разьяснить,тем более осознать не могут,и решение вынесли абы-кабы.Какие могут быть внутренние убеждения у этой судьи,можно судить по ее вынесенному постановлению.В этом вся судейская Россия.
Я не знаю всех статей,но- почему же всётаки сняли смертный приговор или нравится издеваться над людьми,которые совершили тяжкие преступления. Ведь страдают и родственники и он сам. Читаешь и …уму не постижимо, сколько жестокости в исправительных колониях,начиная от начальников и его подчинённых,вплоть до изнасилований. Быть офицером и слышать в свой адрес оскорбления — Оборотни в погонах.Ужас и это перевоспитатели и наши защитники Отечества. И наркотики передают,вот это правопорядники,это они в долг берут………….
[…] Недавний пример этому смерть заключенного Корнеева Игоря в марте 2013 года, неоднократные обращения по Габуеву […]