Заявление президентского Совета по правам человека по поводу принудительного выселения ООД «За права человека»

0
1044
РЕКОМЕНДАЦИИ
Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам специального заседания на тему:
«Об обстоятельствах внесудебного выселения ООД «За права человека» из его московского офиса 21-22 июня 2013 г.»
Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, заслушав на своем специальном заседании 26 июня 2013 г. доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукина, первого заместителя прокурора г. Москвы А.Л. Козлова, начальника Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России Ю.Н. Демидова, Уполномоченного по правам человека в г. Москве А.И. Музыкантского, председателя правлений Общероссийского общественного движения «За права человека» и Региональной общественной организации содействия соблюдению прав человека «Горячая линия» Л.А. Пономарева, а также членов Совета, констатирует следующее.
В ночь с 21 на 22 июня 2013 г. имело место принудительное выселение (формально – освобождение помещения) двух авторитетных правозащитных организаций – ООД «За права человека» и РООССПЧ «Горячая линия» — из арендуемого ими последние 14 лет помещения по адресу: г. Москва, Малый Кисловский пер. д. 7. При этом использовались силы полиции, включая ОМОН, и частного охранного предприятия. Формальным основанием для этого стали отказ арендодателя (Департамент городского имущества г. Москвы) от продления договора аренды после 1 января 2013 г. и наличие задолженности по арендной плате за 2013 г.
Не затрагивая обстоятельств хозяйственного спора между арендодателем и арендатором помещения, Совет отмечает, что выселение правозащитных организаций осуществлялось в отсутствие не только вступившего в законную силу судебного решения, но даже судебного спора как такового. Признание необходимости судебного решения прямо следует не только из закона, но и из письма заместителя руководителя Департамента городского имущества г. Москвы В.Е. Бобровской от 15.02.2013 г., где говорилось о планируемом обращении с иском в арбитражный суд. Любой собственник вправе защищать свои имущественные права не только в суде, но всегда только цивилизованными способами, не причиняя ущерба имуществу других лиц, не нанося вред здоровью граждан.
Отдельно следует отметить прямое нарушение законодательства сотрудниками столичной полиции, отказавшимися допустить на место событий Уполномоченного по правам человека в РФ В.П. Лукина.
Вызывает глубокую озабоченность поведение должностных лиц, руководивших выселением, отказавшихся представиться, унижавших сотрудников правозащитных организаций. Силовой штурм офиса бойцами ОМОНа при отсутствии ситуации, создающей основания для подобного вмешательства полиции, был организован так, словно задерживали опасных преступников, с применением физической силы к сотрудникам и находившимся в помещении общественным деятелям, многие из которых являются пожилыми людьми.
Разрешение спора хозяйствующих субъектов внесудебными методами, с помощью ОМОНа и ЧОПа, да еще со ссылкой на поручение исполняющего обязанности Мэра Москвы, вызывает возмущение, свидетельствует о правовом нигилизме и откровенном пренебрежении правами человека.
Совет принимает к сведению решение МВД России о проведении служебной проверки по факту применения сотрудниками полиции физической силы к сотрудникам правозащитных организаций в ходе их выселения. Совет также принимает к сведению решение Прокуратуры г. Москвы провести доследственную проверку обстоятельств внесудебного принудительного выселения правозащитных организаций из их офиса. Совет рекомендует исполняющему обязанности Мэра Москвы С.С. Собянину также назначить служебное расследование по данному факту, обратив особое внимание на роль руководства Департамента региональной безопасности, чье обращение стало основанием для использования сил полиции.
При проведении этих проверок Совет считает необходимым акцентировать внимание на рассмотрении признаков самоуправства (ст. 330 УК РФ) в действиях должностных лиц, организовавших и проводивших выселение, а также признаков превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) при применении сотрудниками полиции физической силы в условиях отсутствия физического сопротивления со стороны сотрудников выселяемых организаций. Следует также установить истинную цель данной силовой акции.
Совет полагает, что эти проверки должны быть проведены в самые сжатые сроки, их результаты доведены до сведения широкой общественности, а виновные привлечены к ответственности. Объективности и убедительности результатов этих проверок, несомненно, способствовало бы участие в их проведении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукина, Уполномоченного по правам человека в Москве А.И. Музыкантского, членов Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Общественного Совета при ГУ МВД России по г. Москве и Общественной палаты Российской Федерации.
Извлекая уроки из сложившейся острой конфликтной ситуации, Совет обращает внимание руководства Министерства внутренних дел Российской Федерации на необходимость принять меры по:
— исключению возможности использования полиции при внесудебном разрешении споров хозяйствующих субъектов;
— повышению правовой грамотности сотрудников полиции в вопросах защиты прав человека и гражданина, формированию у них уважительного отношения к статусу федерального и региональных уполномоченных по правам человека, членов Общественной палаты Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, общественных советов при органах внутренних дел.
Совет также обращается к исполняющему обязанности Мэра Москвы С.С. Собянину с предложением исключить практику использования полиции для внесудебного разрешения хозяйственных споров, а также в срочном порядке рассмотреть вопрос о восстановлении арендных отношений с правозащитными организациями «За права человека» и «Горячая линия» в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации». В то же время Совет выражает недоумение в связи с отказом столичных властей принять участие в рассмотрении данного конфликта на заседании консультативного органа при главе государства.
Рассматривая данный конфликт в общем контексте актуальных задач развития гражданского общества, Совет считает необходимым обратиться к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с призывом к срочному принятию системных мер для кардинального оздоровления отношений между властью и правозащитными организациями, другими НКО.
Рекомендации приняты Советом путем заочного голосования 30 июня 2013 года.
Источник: president-sovet.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here