ПРЕСС-РЕЛИЗ группы наблюдателей Челябинской ОНК под руководством Николая Щура

1
1347
О посещении ФКУ ИК-5  ГУФСИН России по Челябинской области 20 июля 2013г.
В инспектировании учреждения принимали участие члены ОНК Челябинской области Н.А. Щур и  Т.М. Щур.
Причина посещения – две коллективные жалобы от осуждённых, содержащихся в ИК: одна из карантинного отделения – от шести человек, другая из отряда строгих условий содержания (СУС), тоже от шести осуждённых.
Первое, с чем столкнулись: нас в ИК не ждали, несмотря на то, что о своём визите мы уведомили ГУФСИН накануне факсом. Какой-либо политической подоплеки тут не находим – обычное разгильдяйство в аппарате Управления. Может быть, генерал в отпуске, может что ещё, одним словом, Управление в колонию информацию о нашем визите не передало. Потому ждали мы 40 минут на КПП, пока не приедет исполняющий обязанности начальника колонии и не проведёт нас в зону.
Зашли, посетили карантинное отделение, отряд СУС, поговорили с теми, кто писал жалобы. Общее впечатление: время в ИК-5 остановилось. Вот какая была ситуация в колонии зимой и весной, когда мы ездили туда улаживать «шампуневый  скандал», такая же в точности и осталась – администрация колонии так и не смогла подняться выше уровня склочницы на коммунальной кухне, продолжая с маниакальной настойчивостью терроризировать неугодных ей заключённых мелкими придирками и введением всё более дурацких запретов. На сегодняшний день к одиозному запрету пользоваться шампунем и кремами находящимся в штрафном изоляторе (ШИЗО) добавился запрет на резинки для волос (!!!), выдача расчёски только на полчаса с 5-ти до полшестого утра (!!), полный запрет всем заключённым женщинам иметь и пользоваться бритвенными станками для гигиенических нужд. Как говорил один мой друг детства, ныне доктор философских наук, — маразм крепчал.
Шутки шутками, но мы рассматриваем имеющуюся ныне ситуацию в ИК-5 как намеренно созданную администрацией колонии и руководством Челябинского ГУФСИН (при потворстве прокуратуры области и бездействии областного следственного управления) систему жестокого, умаляющего и унижающего человеческое достоинство обращения с заключёнными, находя в этом признаки преступления, поскольку нарушаются фундаментальные конституционные права граждан, содержащихся в ИК-5.
Кроме этого вскрылись не менее ужасные и тревожные факты: осуждённым, которые являются носителями ВИЧ инфекции, не делаются регулярные иммунограммы (заявлений об этом много), одна осуждённая пожаловалась на не назначение ей показанной ВААРТ-терапии; а больные туберкулёзом поздних стадий помещаются в отряд (два заявления) -!?
Ситуацию с ВИЧ и туберкулёзом в колонии мы расцениваем как чрезвычайную и будем незамедлительно обращаться к Уполномоченному по правам человека в Челябинской области с информацией об этом и предложением срочно собрать комиссию из гражданских специалистов по ВИЧ и туберкулёзу для исследования ситуации в ИК-5 (и, скорее всего, и в некоторых других учреждениях Челябинского ГУФСИН).
Кроме этого, мы обратимся в прокуратуру по надзору за исполнением законодательства в местах лишения свободы с предложением не позднее августа провести совместную проверку ИК-5 по вопросам, указанным выше.
Очень хочется спросить руководство Челябинского ГУФСИН: когда же уже, наконец, вы свою манеру работать, заключающуюся в приложении всех усилий на сокрытие правды о действительном положении дел во вверенных вам учреждениях, измените на честную и открытую обществу работу по исправлению преступников определёнными на то законом способами – ну, когда?
К пресс-релизу прилагаем Справку о проведённом инспектировании.
Николай Щур,
член ОНК Челябинской области,
руководитель Уральского демократического фонда
20 июля 2013г.
СПРАВКА
о проверке условий содержания заключенных в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Челябинской области, г. Челябинск, ул. Сталеваров, 10.
Руководитель учреждения: и.о. нач. учреждения полковник вн. сл. Агапов Иван Васильевич
Комиссию сопровождали: и.о. нач. учреждения полковник вн. сл. Агапов Иван Васильевич
Цель выезда ОНК
Проверка двух коллективных жалоб осуждённых ИК-5
Осмотрены:
Карантинное отделение, отряд СУС, камера 13 ШИЗО
Жалобы заключенных на нарушения их прав:
1. Очень низкий уровень медицинского обслуживания: ВИЧ-инфицированным не проводятся обследования, потому многие просто не знают своего иммунного статуса; туберкулёз диагностируется уже на стадиях распада лёгкого, а до этого времени заключённых считают симулянтами, наказывают за отказ работать, водворяют в ШИЗО (в это время они находятся в отряде, заражая остальных); врачей инфекциониста, окулиста, гинеколога заключённые видят раз в полгода и т.д.
2. Ситуация постоянных мелких придирок, грубого обращения персонала, незаконных запретов использования предметов личной гигиены, провокаций нарушений никак не изменилась с момента последних посещений (весна с.г.).
3. Магазин в колонии работает только вторую половину месяца, ассортимент товаров в нём небогат, цены резко завышены по сравнению с «волей» (телефонные карточки, к примеру, дороже в полтора раза).
4. Стоит осуждённой пожаловаться или попросить что-то у сотрудников, она сразу получает дисциплинарное взыскание.
5. Персонал учреждения включает регистраторы во время общения с осуждёнными только тогда, когда это выгодно персоналу, не фиксируя своё личное поведение и отношение к заключённым.
6. Прокуратура, проводя проверки жалоб осуждённых, с самими жалобщиками не встречается, не опрашивает ни их, ни указанных в жалобах свидетелей.
7. В ШИЗО всё так же осуждённым запрещено пользоваться средствами гигиены (шампунем, кремами, резинками для волос…, расчёска выдаётся только на полчаса – с 5.00 до 5.30 утра), а осуждённым всей колонии запрещено пользоваться одноразовыми бритвенными станками.
8. Во время обысков ломаются и исчезают личные вещи.
9. Несколько человек заявили об избиении сотрудниками колонии осуждённой Калуниной А.К. 20 июня с.г. Избиение проводилось в том числе и резиновыми дубинками. По показаниям Калуниной А.К. после избиения врач зафиксировал побои, но следователь, прибывший в колонию только через месяц (когда синяки сошли) сказал, что никакие следы побоев в медкарте осуждённой не зафиксированы.
10. В распорядке дня карантинного отделения не предусмотрены прогулки, осуждённые жалуются, что за время пребывания в карантине никто им не объясняет ни правила внутреннего распорядка, ни что-либо ещё, а только заставляют сидеть на стуле, не разрешая при этом даже вытянуть ноги, отчего сидение на стуле превращается в пытку.
11. Запрещаются свидания с «иными лицами» без видимых на то причин.
Выводы и рекомендации:
1. Комиссия считает, что в колонии персоналом на самом деле создана и поддерживается система унижения человеческого достоинства осуждённых, о чём свидетельствует сохранение запретов на использование элементарных средств и предметов личной гигиены (шампуня, кремов, резинок для волос, расчёсок, бритвенных станков и т.д.), что впрямую и грубо нарушает конституционные права осуждённых – ст.21 Конституции РФ.
2. Комиссия не видит никаких законных препятствий к искоренению указанной выше систему унижений достоинства человека в колонии, находя имеющуюся ситуацию продиктованной исключительно волей руководства ГУФСИН, руководства и персонала ИК-5.
3. Комиссия считает ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ и требующей НЕМЕДЛЕННОГО разрешения ситуацию с обследованием ВИЧ-инфицированных в колонии и ситуацию с диагностированием и лечением туберкулёза осуждённых.
4. Комиссия считает, что требуется тщательная и объективная проверка работы прокуратуры по надзору и следователей СО Металлургического района по рассмотрению жалоб осуждённых и случаев применения силы и спецсредств к ним сотрудниками ИК.
5. Администрации ИК-5 и ГУФСИН требуется прислушаться к мнению собственных психологов о необходимости предоставления свиданий с «иными лицами», заявленными осуждёнными.
6. Комиссия находит безобразной работу аппарата ГУФСИН по оповещению учреждений о визитах ОНК и считает, что виновные в задержке инспектирования ИК-5 20 июля с.г. должны понести дисциплинарное наказание.
7. Комиссия считает, что должны быть расследованы все факты наложения дисциплинарных взысканий на осуждённых, которые отказывались от работы или совершали те или иные нарушения ПВР в то время как они заявляли о болезни, а их обвиняли в симуляции и за это помещали в ШИЗО, а впоследствии оказывалось, что у них глубоко запущенная стадия туберкулёза.
8. Комиссия находит необходимым вернуться с инспектированием в ИК-5 совместно с прокуратурой по надзору в августе с.г.
Члены ОНК Челябинской области,
Н.А. Щур
Т.М. Щур.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Спасибо огромное вам за вашу колосальную работу !!!я бы посоветовала обратиться со всеми материалами к Потапову (зам прокурора по надзору по чел.обл .)Это единственный не прекормленный человек адм -ей ик 5!!!!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here