Внешне спокойная Белгородская область, какой я воспринимала ее три года, посещая заключенных этого региона, вдруг взорвалась.
Исправительная колония строгого режима в городе Белгород. «Сосновка-сити», как ее называют местные жители. Конфликт в колонии назревал давно, хотелось его урегулировать. Казалось, что получалось. И пускать опять начали без особых препятствий, и диалога удавалось достичь с новым руководством колонии, временно исполняющим обязанности.
Но все оказалось не так.
Два дня меня, меня как представителя Фонда «В защиту прав заключенных» и как представителя по доверенности не пускали к осужденному А. в ФКУ ИК-5.
Свой отказ администрация мотивировала тем, что осужденный А. был водворен в ШИЗО и он лишен права на свидание со своим представителем, а значит и права на юридическую помощь.
После долгих ожиданий и бесед на тему правового просвещения представителям прокуратуры и администрации ИК-5 г. Белгород, мне было подписано мое заявление на встречу с осужденным А., чьи интересы я представляю.
Потом началось ожидание сотрудника, который поведет. Еще минут 30 ждала когда приведут. На встречу осталось час с небольшим. Пообщались, действительно, на осужденного начали оказывать давление после того, как он стал писать жалобы на условия содержания.
Рассказал, что 19 ноября 2013 г. его «заковали» в наручники и стали избивать сотрудники, в том числе зам.нач.ИК-5 по оперативной работе Оноприенко В.Н., при этом последний отвечал на вопросы заключенного, что права тот будет иметь у себя в ауле.
Почти 30 часов в наручниках, в подвальном помещении без полов, более десяти суток он спал на фанерном щите. Ему не давали пищу, воду ограничено. Началось все с того, что осужденный требовал убрать так называемые заглушки на окнах, так как заключенные лишены доступа воздуха.
Рассказал он и про отсутствие кружок в камерах ШИЗО, от чего пить воду ЗК могут лишь ладонями, что им и предлагают сотрудники. При чем арестант заметил, что кружку дают только на завтрак с чаем и на обед , например, с киселем. На ужин напитки не предусмотрены.
Окна в камерах ЕПКТ и ШИЗО, закрытые давно запрещенными, так называемыми, «ресничками», после проверки прокурора и его указание их снять, просто покрасили в белый цвет, чтобы не видно было, наверное, когда проверка приходит.
В таких условиях заключенные задыхаются, а ведь есть в ЕПКТ и зеки после перенесенных инфарктов. В камерах- плохое освещение, в колонии — плохое питание и почти полное отсутствие надлежащей медицинской помощи.
Осужденный А. с 3 декабря 2013 г. на голодовке, пьет только воду.
Я обратилась с жалобами в прокуратуру области, в УФСИН и ОНК Белгородского региона, что в ИК-5 серьезные проблемы, двое заключенных сидят на голодовке, там бьют и держат в наручниках, 10 месяцев в ЕПКТ заключенный А. спал без матраса, он был лишен и этого.
Сидельцы говорят, что последний раз ОНК видели в ИК-5 более года назад.
Нигде, ни в отрядах, ни в других помещениях, ни в комнате приема передач — нет информации о руководстве УФСИН и телефоне доверии, о прокуратуре, об Уполномоченных по правам человека, об ОНК, они не знают куда обращаться. В отряде СУОН передачи строго ограничены, все по 5 килограмм, получается, что если ты не куришь, то тебе вместо пяти килограмм на сигареты нельзя дополнить до десяти килограмм консервов, потому что больше пяти кг одного наименования нельзя. К врачам не выводят, жалобы не уходят.
Обращаясь к ОНК Белгородской области, я указала, что в ИК-5 Белгорода серьезные проблемы, двое осужденных сидят на голодовке, требуя прокурорской проверки. Как стало известно, к ним не пускали даже адвокатов.
Все это происходило в преддверии Всемирного дня прав человека и дня Конституции России, когда руководством колонии был обещан прием граждан с 12 часов до 20. Прибывали родственники осужденных на свидания, и долго ждали когда их примут представители администрации колонии. Была здесь и мама осужденного А., от ожиданий встречи с руководством, от долгих переживаний за судьбу сына, от долгих хождений по различным инстанциям — ей стало плохо и даже вызывали скорую помощь. В час дня никого не было, кроме желающих попасть на этот прием.
В 17-00 на прием тоже хотели попасть, но никого не могли найти, а когда нашли, в приеме отказали.
День основного закона о соблюдении Прав Человека!
Мы будем следить за развитием событий.
Лариса Захарова,
Региональный координатор НП «Правовая основа»
Эксперт Фонда «В Защиту прав заключенных»,