В-первые за много лет члены ОНК Свердловской области (Дианова О.И. и Захарова Л.В.) посетили, казалось бы забытую всеми знаменитую колонию «Черный беркут» ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области. Многие ее обитатели говорили, что такую комиссию (ОНК) видят первый раз за пять лет. В журнале посещений ОНК не было ни одной записи. Журнал есть, а записей нет. Вот так «работали» члены ОНК предыдущего созыва.
Почему ИК-56 так не любят посещать, остается только догадываться. Да, далеко. Дорог нет, одни направления. Да, холодно зимой и огромные комары летом. А кто сказал, что быть на страже прав человека должно быть легко?
На вершине западно-сибирской равнины стоит этот старый лагерь с лимитом 499 человек, где на сегодняшний день отбывают наказание 252 человека, из них с пожизненным лишением свободы — 82 человека и те, кому высшую меру наказания заменили на много-много лет лишения свободы. Есть и участок колонии-поселения, 20 человек.
Встретил нас начальник колонии Дадашев Субхан Дадашевич, который прямо из Екатеринбурга, куда он ездил в командировку в главк, приехал в колонию, встретил нашу мобильную правозащитную группу (члены ОНК я и Ольга Ивановна, адвокат Роман Качанов с правозащитником Алексеем Соколовым) пригласил в свой кабинет, где угостил вкуснейшим кофе. После тридцати трех градусного мороза, мы не отказались.
Пока пили кофе, проверили журналы: «Применение спецсредств и физической силы», «Регистрации преступлений» и журнал «Регистрации происшествий». Оттуда почерпнули многое и сразу обговорили маршрутную карту. Субхан Дадашев был как всегда доброжелателен и отнесся с пониманием. При этом заметил — у каждого своя работа, но всех нас объединяет одно — Закон Российской Федерации, который должны соблюдать ВСЕ.

Проверили сначала столовую — небольшое помещение для тех, кто находится в отрядах, их всего три, один из которых для больных туберкулезом.
Заключенные оживились, говорили, что никогда к ним никто не приходил, стали наперебой задавать вопросы. Многие просились на личный прием для решения разных юридических и социальных вопросов. Мы обещали, что их вызовет адвокат и правозащитник. К сожалению, всех не успели принять. Остался осадок, что дали им надежду. Извинились, что обязательно будем приезжать по чаще. Ведь у каждого своя сложная судьба, каждый за свои ошибки расплатился самым дорогим – свободой и здоровьем. За одного сидельца от души порадовались, он недавно женился, и скоро его переводят с особого режима на строгий, а это значит, что человек встал на путь исправления.
Прошли в запираемые помещения, где содержатся в камерах по два-три человека. Некоторые в одиночных. У всех тяжелые статьи за тяжелейшие преступления, за которые они навсегда лишились свободы. Кого-то уже наказала судьба за их злодеяния, одни передвигаются только с помощью костылей, другие «гниют заживо».
И здесь обитатели этих тюремных «келий» стали говорить о своих проблемах, кто-то об условиях содержания, кто-то по вопросам социального обеспечения, многие жаловались на ненадлежащие медицинское обследование в ИК-55, соответственно и лечения, ведь многолетняя жизнь в камерах, к сожалению, это риск развития туберкулеза.
Как много оказалось у них проблем. Кто-то жаловался на не отправку жалоб и корреспонденции, а кто-то наоборот с гордостью говорил, что обжаловал незаконные действия администрации этой колонии и выиграл судебные тяжбы.
Некоторые потеряли даже связь с родственниками.
Глядя на лица затворников, слушая их сбивчивые рассказы, мы вдруг поняли, что означает СВОБОДА, как важна она для человека и что лишение ЕЕ на всю жизнь– это самое суровое наказание.
Мы поняли, что осужденные к пожизненному лишению свободы настолько незащищены юридически, как и социально. Да, они преступили закон, да так, что им дали выше высшего, но они остаются людьми и чьими-то родными душами. Мы не успели многое, не всех увидели, целый второй этаж, где есть тоже камеры и их жители. Мы обязательно будем посещать эту особую колонию «Черный беркут», в далеком северном краю, начальник которой всегда готов пустить правозащитников, выслушать и решить все вопросы. Вот такой должен быть «хозяин», как называют начальника между собой заключенные.
Лариса Захарова и Ольга Дианова, члены ОНК Свердловской области.На фото:
Роман Качанов, Лариса Захарова, Ольга Дианова и Алексей Соколов, участники мобильной правозащитной группы.
аж слезы на глазах. Вот за этих проклятых и забытых респект вам.
Спасибо Вам, что посетили этих ребят!
у меня там отец отбывает наказание я сирота мне было очень приятно узнать что не круглый хоть увидеть и не вышло но хоть услышал спасибо вам большое за вашу роботу
а можно узнать когда вы там ещё будете возможно ли интервью Михолажина Игоря и есть ли связь с этой колонией???.Говорят что им разрешают звонить
Здравствуйте а можно узнать,возможно интервью с осужденным Михолажиным Игорем Альбертовичем ,и есть ли связь с колонией я просто с детства нечего не знаю об отце знаю что сидит и всё. спасибо!!!!!!!!!!!!
Здравствуйте!
Интервью с осужденным возможно, но только с согласия осужденного. Какие вопросы при этом задавать Вашему отцу, мы не знаем.
При посещении ИК-56 правозащитники узнают о состоянии осужденного Михолажина.
Добрый день,в Вашем фильме я увидел одного знакомого мне человека Коробова Игоря, он является сокамерником Темирова Тимура.
Коробов Игорь является мне другом детства как и многим из моих друзей, которым я дал ссылку на просмотр данного видео. Хотелось бы лично попросить Вас снять сюжет с его участием.
Добрый день, Иван!
Какой фильм Вы упоминаете? И какой сюжет и о чем Вы просите снять?
Что вы так беспокоитесь о пожизненниках — они убили десятки людей, детей — изнасилования, расчленения, убийства далеко не полный их список. Они НЕЛЮДИ, и относиться ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКИ они не заслужили!!!