Когда-то, не так давно про ИК-55 г. Ивдель отзывались не лучше, чем о ее соседях — 62 и 63.
Били и здесь, были даже случаи доведения до самоубийства, поступала такая информация, но следственный комитет не усмотрел в ней признаков преступления , никто так и не смог доказать, что некий зек по кличке «Харя» со своей «бандой» активистов довели другого, что тот повешался. Это была неофициальная версия.
В 2011-2012 в этой зоне отбивали пятки молотком для техосмотра — киянка называется..
Виталий Князев, мой подзащитный, рассказывал как сам начальник ИК-55 Калинин Юрий Николаевич, теперь уже бывший, лично отбивал ему этой киянкой пятки, как они его пытали, привязав к столу. Все эти преступные деяния делало само руководство с помощью осужденных — активистов, которые своими действиями унижали, оскорбляли, угрожали причинением вреда жизни и здоровью. Так «ломают» волю осужденных, чтобы не пытались права свои защищать. Обычные для Ивделя методы.
Весь 2012 год мы ездили и на ИК-55, мерзли там в обнимку с отопительной батареей, дожидаясь начальника, чтобы подписать заявления на встречи с осужденными для оказания им юридической помощи. Тогдашнее руководство колонии не хотело идти на контакт с правозащитниками, им было что скрывать.
В конце второй половины 2013 жалоб по ИК-55 поступать не стало. Руководство поменялось. К лучшему или нет, время покажет.
А пока мы поспешили в учреждение, времени было много, уже темнело, хотелось успеть до поезда. Нас встретил зам.начальника Якушев Юрий Владимирович. В штабе все напоминало о перестройке, в том числе висящие провода, но все это не мешало нам поговорить о целях посещения и маршрут обсудить.
После телефонного доклада начальнику колонии о нашем прибытии, нам разрешили пройти через КПП с заявленным в уведомлении фотоаппаратом, что так же было для нас хорошим знаком.
На территории исправительного учреждения нас встретил новый «хозяин», который стоял возле штаба жилой зоны и с улицы проводил в свой кабинет.
Машаров Дмитрий Гариславович, представился он нам.
Руководству колонии мы сообщили. что с нами приехал член Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации Алексей Соколов, который окажет бесплатную юридическую помощь всем осужденным желающим проконсультироваться у известного специалиста в области защиты прав заключенных.
Маршрут мы выбрали не длинный. Главное, всех проверить «под крышей», как между собой люди Системы называют ШИЗО, ПКТ, то есть камеры. Обитателей этого места мы и решили посетить в первую очередь. Их было не много в отличии от других Ивдельских колоний. Один заключенный захотел поговорить с нами без присутствия сотрудников. Нам и ему не препятствовали, провели в кабинет. Осужденный рассказал, что их бьют, но все бояться говорить. Мы предложили ему сфотографировать его на предмет наличия или отсутствия телесных повреждений. Он согласился, подписал соответствующие бумаги и я его запечатлела.
Телесных повреждений не было, что уже радовало. Но цель фотографирования была другая — чтобы не появились эти телесные повреждения. Молодой человек был напуган и говорил шепотом. О новом начальнике сказал, что он человек хороший, а вот старые сотрудники пользуются старыми методами.
После проверили отряд СУОН., который размещается там же в камерах, называют их более щадяще — секции, хотя по сути камеры, они и есть камеры. В секции ночного пребывания делается ремонт
Санузел более цивилизован, поставили новый унитаз и раковину. Облагораживают быт, а размещают все равно в камерах, не в отряде. Хотя внутри действительно как-то уютнее, чем в камерах. Сотрудники торопились домой, мы не стали их сильно задерживать, все-таки есть семьи и у них, да и рабочий день уже у тех, кто сопровождал, закончился. Оставив записи в журнале посещении, мы вышли с территории ИК-55. И были приятно удивлены, нас дожидался начальник этого исправительного учреждения. Сам он признался, что хотел узнать какие будут замечания и впечатления в целом.
Поговорили, узнали настроение человека, должностного лица, от руководства которого зависит не только деятельность учреждения, но и тех, кто прибыл туда отбывать наказание и исправляться.
Уважение к закону воспитывается прежде всего исполнением этих законов самим государством в лице его представителей.
Машаров Дмитрий Гариславович, по всей видимости, именно такой представитель существующей власти. Сам он сказал, что осужденные не должны подвергаться какому-либо насилию и унижениям, о чем он сказал и подчиненным ему сотрудникам. ЗК должен исправляться, верить в справедливость и торжество закона, чтобы выходить на свободу с уважением к государству. И если государство не нарушает его прав, соответственно и он должен соблюдать закон. Пыточные и унижающие честь и достоинства методы воздействия, нечеловеческие условия — все это делает человека ненавистником тех, от кого он это видел и испытывал. Такой человек озлоблен на весь мир, и что тогда от него можно ожидать ? Новых преступлений и насилия?
А может пришла пора положить конец такому «перевоспитанию» заключенных? Может благодаря такой жизненной позиции таких руководителей, как Машаров Д.Г. наступит конец ИВДЕЛЬЛАГУ ?
Заключенные не будут больше резать себе вены и животы, не будут совершать новых преступлений, лишь бы не возвращаться в ИК-62 или ИК-63. а может быть и в ИК-55. И их мамы, жены, близкие и родные, да и мы, правозащитники, с уверенностью скажем : Пыткам — нет ! Ивдель — нет ! И перечеркнем красной чертой все, что было ???
Лариса Захарова,
член ОНК Свердловской области.
Обнадеживающая информация.