24 января 2014 года члены ОНК Свердловской области Василий Рыбаков и Сергей Кириллов, а так же их коллега из Челябинской ОНК, журналист и правозащитник Оксана Труфанова посетили в ИК-5 г.Нижний Тагил.
В данной колонии правозащитники намерены были проверить условия содержания заключенных Константина Малашенко и Владислава Баязитова переведенных в тагильскую колонию из Челябинска., где они проходят
Администрация ИК-5 не разрешила Оксане Труфановой встречу с осужденными К. Малашенко и В. Баязитовым, мотивируя тем, что якобы нет разрешения следственного комитета на встречу с осужденными. Оксана Труфанова является их защитником по уголовному делу по обвинению в организации бунта в ИК-6 г. Копейска.
Как рассказала Оксана Труфанова: «Мы не успели зайти, как сотрудники колонии начали на нас кидаться и орать».
«Я посмотрела на сотрудников колонии: даже у нас до бунта (Копейского) такого не видела, потому что там в колонии хотя бы к нам, членам ОНК и правозащитникам, уважительно относились. Здесь заместитель по безопасности и оперативной работе отказался мне представиться и у него была настоящая вспышка ярости, он готов был нас избить. Я даже не представляю, как он с заключенными обращается. Думаю, что он профнепригодный, ему надо психику проверять. Я не оставлю это так просто», — заявила Оксана Труфанова.
По сообщению Василия Рыбакова: «Сотрудники колонии высказали угрозы в адрес Оксаны Труфановой. Очень жаркая вышла перепалка. Пытались забрать телефон у Оксаны, а у меня фотоаппарат. Оксана Труфанова вынуждена была покинуть территорию колонии не встретившись со своими подзащитными».
«Ситуация в пятой колонии очень тяжелая! Там происходит что-то не нормальное, судя по тому, как реагирует начальство» — заявляет Василий Рыбаков.
Главной задачей правозащитников было, чтобы попал к заключенным защитник Оксана Труфанова, которую не пустили в колонию, как не пускают и адвокатов. Администрация говорит, жалуйтесь куда хотите, просто не пустим и все.
Пройти на территорию колонии смогли только члены ОНК Свердловской области Василий Рыбаков и Сергей Кириллов, которые обнаружили в камере ШИЗО заключенного и обратили внимание на его руки, на них были следы от наручников.
Заключенный рассказал, что его неделю пытали, кидали на снег и обливали холодной водой, а всё другое время его держали подвешенным за руки к решетке. Его заставляли подписать заявление о сотрудничестве с руководством колонии, что само по себе незаконно. Кроме того, в одном из коридоров члены ОНК обнаружили потайную дверь, замаскированную под цвет стены, куда их отказалась пускать администрация. По мнению правозащитников это может быть помещение для пыток».
Про копейских заключенных К.Малашенко и В.Баязитова, Василий Рыбаков сообщил: «Мы к ним попали, получили жалобы на действия сотрудников следственного комитета. Фактов пыток по Малашенко и Баязитову мы не установили, сами заключенные претензий к сотрудникам колонии не имеют, но мы опасаемся за них после всего увиденного, учитывая, для чего их сюда привезли».
По мнению правозащитников, осужденных, обвиняемых в бунте в копейской колонии специально скрывают от общественности, чтобы они не дали показания по уголовным делам, возбужденным в отношении руководства ИК-6 Копейска. По их версии событий, уголовное дело о бунте сфальсифицировано для сокрытия преступлений сотрудников копейской колонии.
«Сейчас будем писать заявления в полицию, следственный комитет и прокуратуру, которые должны создать комиссию и провести проверку. После увиденного сегодня я буду писать везде, куда возможно, чтобы как можно больше людей узнали про этот беспредел», – с уверенностью заявила Оксана Труфанова.
В защиту копейских заключенных Оксана Труфанова уже обратилась в Совет при Президенте РФ по правам человека.
Правозащитники Урала.
Фото предоставил Василий Рыбаков.