К Правозащитникам Урала обратились осужденные, отбывающие наказание в ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Республике Коми, которые жалуются на произвол со стороны начальника колонии и отдельных сотрудников, а также на ужасные условия содержания.
Правозащитники Урала в свою очередь связались с членами ОНК Республики Коми Эрнестом Мезаком и Николаем Дидюк. Общественники из Коми согласились провести совместный выезд в данную колонию и проверить жалобы осужденных.
Член экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации и эксперт Фонда «В защиту прав заключенных» Алексей Соколов выехал в ФКУ ИК-24 п.Сирачой Республики Коми, где возле стен колонии встретился с членами ОНК Эрнестом Мезаком и Николаем Дидюк .

Все вместе они прошли в кабинет начальника колонии Короткова А.А., где члены ОНК обсудили с ним план проверки, а Алексей Соколов обратился к начальнику учреждения по вопросу предоставления свидания с 4-мя осужденными, которые изъявили желание встретиться с правозащитником для получения юридической консультации. Алексей Соколов предоставил соответствующее заявление, зарегистрированное в установленной форме в канцелярии учреждения, а также Устав организации и свое служебное удостоверение для обозрения.
Однако, вопреки всем требованиям Федерального Закона, начальник колонии Коротков А.А. отказал Алексею Соколову в предоставлении свидания с осужденными на основании отсутствия у Алексея с собой диплома о высшем образовании. Все ссылки на незаконность данного требования начальник колонии проигнорировал, а также отказался проставить пометку на заявлении о причинах отказа, согласно п.68 ПВР ИУ РФ. После чего отправился с членами ОНК на территорию колонии.

Во время проведения общественного контроля Эрнест Мезак и Николай Дидюк встретились с заключенными, которые обращались к Правозащитникам Урала, и опросили их на предмет жалоб на условия содержания.
Многие жалобы заключенных нашли свое подтверждение. Например, осужденных длительное время содержат в одиночных камерах, где грубо нарушаются размеры жилой площади. В камерах нет вытяжной вентиляции, естественного и искусственного света и др.
О наиболее важных нарушениях общественники оставили запись в журнале ОНК.
Пока члены ОНК проверяли условия содержания осужденных, Алексей Соколов зашел в комнату приема передач, узнать есть ли жалобы от родственников. В помещении для приема передач находились несколько родственников. В разговоре выяснилось, что продуктовые передачи ограничены отдельным приказом бывшего начальника колонии. По данному приказу, например, колбасы можно передать только три килограмма, а вот сало можно передать 5 кг. И не важно, если осужденный не есть сало по религиозным соображениям, колбасы ему больше все равно не передадут.
В местном магазине на прилавке всего пять наименований товара: спички, мыло, средство для мытья посуды, чай и сахар, вот основной набор для заключенных.
Осужденный П. попросил членов ОНК оформить доверенность на Алексея Соколова и в присутствии начальника колонии написал такую бумагу, после чего начальник Коротков заверил подпись осужденного своей подписью и по выходу из колонии в присутствии Алексея Соколов и членов ОНК поставил печать на доверенности.
Алексей Соколов прямо в присутствии начальника колонии написал новое заявление в двух экземплярах на встречу в осужденным П., и передал его начальнику колонии для проставления подписи разрешающей свидание, но не тут-то было. Начальник Коротков А.А. и в этом случае отказал в свидании на тех же основаниях. А как же доверенность на право вести дела в судах от имени осужденного? От начальника колонии №24 был получен ошеломляющий ответ:
«Вот идите в суд и представляйте там интересы осужденного П., а здесь нечего делать и встречаться не надо, т.к. я Вам не разрешаю свидания, но можете воспользоваться краткосрочным свиданием в общем порядке, как раз осужденному П. положено такое свидание».
Алексей Соколов напомнил Короткову, что краткосрочное свидание осужденному П. положено, но к нему приедет его мама и он с ней хочет увидится, а свидание в порядке ч.4 ст.89 УИК РФ не входят в общее количество свиданий осужденному. Для начальника Короткова это было как «горох об стену». Возможно, в дремучем лесу, в котором расположена ФКУ ИК-24, светлых мыслей у начальников колоний тоже не появляется….
По факту выявленных нарушений поданы соответствующие жалобы в компетентные органы власти. В будущем начальника ИК-24 Короткова А.А. ожидает судебное разбирательство.
Правозащитники Урала