7 апреля 2014 года, я и Сергей Кириллов посетили ИК 2 г.Екатеринбурга, в котором посетили штрафной изолятор(ШИЗО) и помещение функционирующее в режиме следственного изолятора(ПФРСИ), куда привозят следственно-арестованных лиц из СИЗО-1 г.Екатеринбурга.
Особое внимание уделили соблюдение Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в частности п. 17 статье 17 , которая гласит, что «Подозреваемые и обвиняемые имеют право… на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей…
Мы на сей раз зафиксировали, что сотрудники исправительного учреждения во время посещения камер ПФРСИ ни разу не поздоровались с подозреваемыми!
Я спросил чем это вызвано? Почему нарушается закон?
Сотрудники недоуменно заулыбались и стали искать отговорки типа «мы сегодня с ними уже здоровались» или «их много, а нас мало и язык «смозолится» может»…
Я же привел железный аргумент: «есть закон.. и его надо соблюдать…»
Конечно, некоторые, посчитают, что я стал «прикапываться» к сотрудникам ГУФСИНа. А напрасно.
Вежливость в системе исправительных учреждений имеет особую ценность.
Вот, к примеру, если осужденный будет не вежлив с сотрудником ФСИН, то его ожидает 15 суток ШИЗО и практически отсутствие возможности получить условно — досрочное освобождение.
Если кто-то не верит, что за невежливое обращение можно получить в наказание штрафной изолятор, то вот ответ прокурора.
Вот статья на которую ссылается прокурор:
Статья 116. Злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы
1. Злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются: употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.
2. Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.
Таким образом, мы видим, что осужденные в своем стремлении подражать тем людям, которые олицетворяют власть в системе исправления, порой подаются ложным установкам. А образцы для подражания, олицетворяющие власть РФ в системе исправления не уделяют должного внимания соблюдению законодательства, порождая тем самым ошибки в системе исправления лиц свершивших преступления.
В ПФРСИ при ИК-2 г. Екатеринбурга наши опасения, что невежливое обращения с подозреваемыми обретает удручающий характер подтвердил и заключенный Терехин.
Терехин рассказал, что 3 марта 2014 года один из сотрудников был груб, не поздоровался, разговаривал на повышенных тонах, угрожал применением насилия. Но так же Терехин отметил, что не все сотрудники ИК-2 пренебрегают вежливым отношением к заключенным.
Посещая ШИЗО, мы пообщались с осужденными. Мы отметили, что ни один находящийся в ШИЗО не был туда водворен за не вежливое обращение.
Это нас не много успокоило. На сей раз, мы посчитали, что сегодняшнее пренебрежение ФЗ-103 частью 17 п. 17 со стороны сотрудников ИК-2 было вызвано необъяснимыми обстоятельствами. Мы ограничились в это раз простым замечанием. Иных мер принимать пока не видим смысла. Но планируем в ближайшее время провести повторную проверку с особым вниманием к проблеме «вежливости».
Планировали посетить медицинскую часть ИК-2.
Но нам в наших намерениях воспрепятствовал дежурный врач — Попов Сергей Петрович. Он объявил, что в медицинской части ИК-2 эпидемия туберкулеза и запрещает нам туда входить. Это, конечно, вопиющее нарушение ФЗ №76 и обязательно будет подан иск в судебные органы.
Но большую обеспокоенность вызывает сам факт эпидемии. Как умудрились допустить распространение эпидемии врачи? С чем это связанно? Каковы условия содержания в медицинской части?
Полагаю, что ответы на эти вопросы предстоит поискать прокурорам. Заявление я обязательно им отправлю.
Месячник «вежливости» в ГУФСИН Свердловской области я продолжаю.
Всем добра, а сотрудниками ФСИН — вежливости.
Василий Рыбаков,
член ОНК Свердловской области.