10 апреля 2014 г. мы с Алексеем Соколовым пошли в ИК-10, которая расположена в Чкаловском районе Екатеринбурга. Причина — члены ОНК при проведении общественного контроля накануне обнаружили там двух осужденных, вернувшихся 8 апреля из ЕПКТ ИК-63 г.Ивдель, которые не успев прибыть в данное исправительное учреждение буквально 8 апреля уже 9 апреля вновь ознакомились с постановлением о переводе их в ЕПКТ.
Данный факт нас очень заинтересовал, тем более, что ранее к членам ОНК обращались несколько осужденных с просьбой об оказании им юридической помощи правозащитников.
Начальником этого городского исправительного учреждения уже много лет является Варосян Согомон Артушевич, именно он поставил производство и быт колонии на высокий уровень.
Руководитель пенитенциарного заведения встретил нас лично, никаких препятствий не чинил, а наоборот, быстро организовал нам встречу с осужденными. При этом объяснил причину своего решения в отношении тех, кого вновь своим волевым решением перевел в ЕПКТ. Как пояснил нам уважаемый Сагомон Артушевич, осужденные отказались от трудоустройства и выполнения ст. 106, а он никому не позволит нарушать режим содержания в его вотчине.
Мы прошли на встречу, к нашему удивлению, сотрудники даже предложили нам чай и кофе, что приятно удивляло.
Двое осужденных, находящихся на облегченных условиях содержания, пришли к нам на беседу, что так же бывает крайне редко. Причем одного не было в нашем списке, но сотрудники сами спросили, можно ли еще одному на консультацию. Мы не возражали, этот факт нас только радует.
Вопросы у них были по уголовным делам, достаточно громким и сложным, требующие кропотливого, зачастую без ожидаемого результата, в которых нужна помощь именно адвокатов. Мы объяснили, что не имеем такой возможности предоставить именно адвокатов, которые займутся всей процессуальной проверкой по их уголовным делам, редко кто из представителей адвокатуры занимается этим без оплаты гонораров.
Но одним делом мы заинтересовались, т.к. в отношении обвиняемых, как мы узнали, были применены пытки со стороны сотрудников следствия. В последующем, по словам осужденного, было доказано, что явки с повинной и показания обвиняемых были получены в результате пыток (вывозили в лес, пытали электрошокерами, угрожали насильственными действиями сексуального характера). Всех обвиняемых, впоследствии осужденных, признали потерпевшими, всех, кроме одного. И для органов следствия это было, на мой взгляд, закономерно. Ведь тогда обвинение бы полностью развалилось.
Осужденный на протяжении нескольких лет пишет во все инстанции, но результата никакого. Как он пояснил — замкнутый круг.
Хотя помочь чем-то ребятам хочется, если честно.
Пообщались и с ЕПКТешниками, как говориться, привычный контингент, в принципе с ними было все понятно, будем отслеживать их судьбу, тем более ранее их родственники и они сами уже к нам обращались. Жалоб на эту колонию у них не было, хотя и уехать из нее они тоже собирались без сожаления, как нам показалось. Возможно мы ошибаемся, рассудим со временем.
Мероприятие состоялось в рамках проекта «Общественная служба пенитенциарного контроля в Уральском Федеральном округе», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 18.09.2013 № 348-РП и на основании конкурса, проведенного Грантодателем.
Лариса Захарова,
член Совета Координаторов МОО «Межрегиональный центр прав человека»,
эксперт НО Фонд «В защиту прав заключенных».