Председателю Совета
при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
Федотову М.А.
Уважаемый Михаил Александрович!
Ко мне, как к Члену Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека поступила информация о грубых нарушениях со стороны сотрудников СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области в отношении членов общественной наблюдательной комиссии по Свердловской области.
Так, по прибытию в учреждение сотрудник внутренней службы Кокаев А.В. не допустил членов ОНК, потребовав от них сдать технические средства для измерения воды и воздуха в камерах, мотивируя это отсутствием документов на данную аппаратуру, а так же документов о наличии у членов ОНК навыков использования данной техники, предложив им осуществлять контроль на территории учреждения без использования приборов.
Обжаловав действия сотрудников СИЗО-1 Свердловской области, члены ОНК получили ответ из прокуратуры Свердловской области, которая не усмотрела нарушений со стороны сотрудников СИЗО. В указанном ответе прокурор Клементьев разъяснил членам ОНК формы деятельности Комиссии, ссылаясь на 15 и 16 статьи ФЗ № 76 указал, что указанным закона такая форма общественного контроля за соблюдением прав человека в ИУ и СИЗО, как проведение измерений уровня освещенности, температуры и прочих характеристик микросреды с использованием технических средств не предусмотрена.
Однако, согласно ч.4 п.6 ст.16 ФЗ №76, «члены общественной наблюдательной комиссии для реализации целей и решения задач, определенных настоящим Федеральным законом, вправе участвовать в иной деятельности, не противоречащей настоящему Федеральному закону, иным нормативным правовым актам Российской Федерации». Приборы для измерения воды и воздуха не входят в перечень технических средств, запрещенных к использованию членами ОНК для осуществления общественного контроля. Наряду с весами, термометром, диктофоном, фотоаппаратом, телефоном, они не входят в разряд сложной техники, для использования которой необходимо наличие каких — либо документально подтверждённых навыков, образования, стажа работы, диплома и т.д.
Мероприятия по измерению освещенности, измерению качества воздуха, воды, правомерны и соответствуют концепции, целям, задачам, принципам данного Федерального Закона.
Таким образом, как отказ в мерах прокурорского реагирования, так и препятствия со стороны учреждения ГУФСИН Свердловской области, создает необоснованные препятствия для осуществления общественного контроля.
Нельзя не отметить недостаточный профессиональный прокурора по надзору соблюдения законов в ИУ на территории Свердловской области старшего советника юстиции А.В. Клементьев, который считает мероприятия, направленные на осуществление общественного контроля, нарушающими федеральное законодательство. Способность данного лица осуществлять надзор за соблюдением прав человека в учреждениях ГУФСИН области вызывает сомнение.
В связи с изложенным прошу:
1. Обратить внимание директора ФСИН России на недопустимость попустительства воспрепятствованию общественному контролю в виде воспрепятствования использованию измерительных приборов.
2. Предложить Генеральному прокурору РФ обеспечить А.В. Клеметьеву работу по способностям.
С уважением,
Председатель Комитета,
Председатель Постоянной комиссии Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека