Сегодня, 6 июня 2014 года, Верховный суд Российской Федерации рассмотрел заявление осужденных Дениса Финогенова, Виталия Князева, Рустама Шамаева и адвоката Романа Качанова.
Суть дела заключалась в оспаривании пункта 119 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 640 и Министерства юстиции Российской Федерации № 190 от 17 октября 2005 г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу». Эта норма предусматривает возможность запрещать свидания с заключенными, содержащихся в больничных учреждениях системы ФСИН, со ссылкой на то, что свидания могут негативно повлиять на состояние здоровья таких заключенных. Решение о таком запрете принимает начальник больницы по письменному заключению лечащего врача и начальника отделения
В Свердловской области, в частности, в ИК-2, сложилась практика, когда этот пункт использовался для запрета в свиданиях заключенных со своими адвокатами и защитниками. А в то время заключенных подвергали пыткам и издевательствам и никто ничего не мог сделать….
Еще в январе 2013 года Правозащитники Урала писали о сложившейся антиконституционной практике в ФКУ ИК-2 Свердловской области.
И вот сегодня наконец-то дело получило свое разрешение в Верховном Суде России. Адвокат Роман Качанов, а также представители осужденных заявителей Лариса Захарова и Светлана Малюгина по полочкам разложили все основания, по которым п. 119 является незаконным и грубо нарушающим право заключенных на юридичекую помощь.
Председательствующий судья Николай Романенков с самого начала судебного заседания вник в проблему, которую правозащитники вытащили на уровень Верховного Суда РФ, не найдя понимания в местных судах.
Порой председательствующий судья не выдерживал тех абсурдных доводов, которые приводили представители Минюста и Минздрава России, и иногда даже позволял себе саркастически высказываться о рассматриваемой юридической коллизии. Например, «Без меня — меня женили. Так получается?» — было высказано в адрес Мирнюста относительно того, что у больных заключенных даже не интересуются их мнением, нуждаются ли они в посещении их адвокатом или правозащитником. Или фраза «Ты больной — лежи в кровати» — была произнесена в связи с высказыванием представителя Минздрава о том, что абстрактная угроза здоровью больного заключенного, которая может возникнуть во время встречи с ним, важнее получения им юридической помощи, в том числе, по тем вопросам, которые могут непосредственно повлиять на его судьбу, судьбу его родных и близких.
Решением суда требования заявителей были полностью удовлетворены.
При получении Решения Верховного Суда РФ оно будет опубликовано на сайте «Правозащитники Урала».
Теперь однозначно можно сказать, что оперслужбы ИК-2 и других исправительных учреждениях на всей территории Российской Федерации не смогут, «подгоняя» под свои интересы подзаконные нормативные акты, препятствовать в допуске адвокатов и правозащитников к заключенным, находящимся в лечебных учреждениях системы ФСИН.
Правозащитники Урала.
Молодцы, поработали на славу. Тут важно, что в итоге ФСИН себя обличает, что вместо исправительной, она является карательной, — с документами и прямо выраженной в суде позицией.
Ребята Молодцы!
Неустанно защищая осужденных, нашли время и отлично подготовившись,грамотно донесли свою позицию. Главное, что радует — в Верховном суде есть здравомыслящие и независимые судьи!