Правозащитники Урала и члены ОНК Свердловской области направили в адрес Уполномоченного по правам человека в РФ, Генеральную прокуратуру и ФСИН России обращение, в котором выразили озабоченность пыточной системой в ИК-5 г.Нижний Тагил Свердловской области, начальником которой является Юрий Лаптев.
В исправительной колонии №5 г. Нижнего Тагила в последнее время сложилась противоправная практика применения спецсредств к осужденным с целью физически подавать осужденного как личность, сломать его волю к законной защите своих прав и человеческого достоинства.
В основном методы пытателей в погонах сводятся к пристегиванию наручниками осужденного и подвешивания его на несколько суток к отсекающей решетке в помещении ШИЗО ИК-5.
Также в колонии применяется незаконная практика с неугодными осужденными, а именно, помещение их в вольер для собак, который находится возле дежурной части жилой зоны колонии.
Подобных случаев в последнее время произошло не мало. Так, самый вопиющий случай произошел с осужденным Тепишевым Юсупом Абубакаровичем, который отказывался от бесплатных работ и за это был подвергнут всем видам незаконного наказания.
В своем обращении правозащитники указали, что с октября 2013 года по апрель 2014 года при нахождении в данной колонии к таким незаконным видам наказания подвергались более 10 осужденных.
От этих осужденных поступили официальные заявления в правозащитные организации и на имя членов ОНК Свердловской области и они были приложены к обращению.
Несмотря на многочисленные обращения в Свердловскую областную прокуратуру и Следственный комитет РФ, никаких мер по пресечению противоправных действий сотрудников ИК-5 не принято.
Проверки сотрудниками прокуратуры проводятся поверхностные и, как правило, сводятся к опросу начальника колонии – Лаптева Ю.В., или его заместителей. Опрос пострадавших осужденных и реальных свидетелей из числа осужденных, изучение видеозаписей с места происшествия сотрудниками прокуратуры не производится.
Жалобы в вышестоящую прокуратуру на бездействия сотрудников Нижнетагильской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ пересылаются в вышеуказанную прокуратуру.
Невозможность законным путем решить проблемы соблюдения прав заключенных и применение незаконных мер физического воздействия со стороны сотрудников колонии в разное время к разным осужденным, говорит только об одном — безнаказанность отдельных сотрудников колонии может привести к убийству заключенных или к массовым неповиновениям со стороны заключенных как это было в других колониях России (ФКУ ИК-1 г. Копейск, 2008 год, ФКУ ИК-6 г. Копейск, 2012 год, ФКУ ИК-46 г. Невьянск, 2013 год и т.д.)
Тенденции к массовым акциям протеста со стороны осужденных уже имели место в данной колонии. Так, в октябре 2013 года в помещении ШИЗО группа осужденных совершила акцию протеста против избиений со стороны сотрудников колонии. Осужденные нанесли себе порезы в области вен и живота. Администрация скрыла этот факт и не зафиксировала данное происшествие. Все жалобы осужденных или не были отправлены, или на них пришли отписки из Нижнетагильской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ, а все осужденные, участвовавшие в акции протеста, были переведены в ЕПКТ и отправлены в другие колонии. Свердловская областная прокуратура отчиталась, что массовых акций протеста не было.
Налицо факт очковтирательства и сокрытие фактов грубого нарушения прав человека.
Правозащитники просили обратить самое пристальное внимание на противоправную ситуацию, существующую в ФКУ ИК-5 Свердловской области (г. Нижний Тагил) и приложили к обращению заявления осужденных на 9 листах и ответы прокуратуры на 17 листах.
В приемной ФСИН России случилась неприятная ситуация. Как описывает Василий Рыбаков, Алексея Соколова не пустили на прием к высокопоставленному сотруднику ФСИН, а Василий, которому удалось пробраться и подать обращение, был крайне удивлен тем, что сотрудник отказался принимать у Рыбакова указанное обращение по причине отсутствия у Василия доверенности от лиц, подписавших обращение.
В связи с этим, ФИО подписантов были вычеркнуты, за исключением Василия Рыбакова. Ссылка на то, что Алексей Соколов находится у КПП здания, где располагается приемная, была пропущена мимо ушей высокопоставленного чиновника.
Будет ли рассмотрено обращение правозащитников во ФСИН России, покажет время, возможно, обращение спустят обратно начальнику ИК-5 Ю. Лаптеву, чтобы он разобрался.
Правозащитники Урала.
Вот интересно, сколько получили господа Соколов и Рыбаков за ИК-5. А еще более интересно от кого?