Мобильная правозащитная группа Свердловской области в составе членов ОНК Ларисы Захаровой, Ольги Диановой и директора НП «Правовая основа» Алексея Соколова объехала три исправительных учреждения Свердловской области, а именно, с 30 июня по 1 июля 2014 года провели общественную проверку ИК-54 в г.Новая Ляля, ИК-53 в г. Верхотурье и ЛИУ -51 в г. Нижний Тагил.
30 июня члены ОНК проверили условия содержания в ИК-54. В данной колонии идет смена режима. Всех осужденных общего режима вывезли в другие учреждения, а завезли пока всего несколько десятков новых осужденных. Колония считается благополучной, фактов применения недозволенных методов не зафиксировано. Условия отбывания наказания хорошие, везде сделан ремонт.
Администрация колонии и сотрудники были вежливы и по доброму относились к членам ОНК. Во время проверки осужденным была предложена юридическая помощь, которую мог оказать Алексей Соколов, ожидающий в штабе учреждения.
В кабинете начальника колонии Юрия Николаевича Никулина состоялась беседа по итогам общественного контроля. Члены комиссии выразили слова благодарности за хорошую работу администрации колонии и личного состава учреждения. Было видно невооруженным взглядом, что бюджетные деньги осваиваются по назначению.
По окончанию общественной проверки правозащитники прошли в помещение для ожидания родственников, приехавших на свидание. В данном помещении имеется две комнаты. Удивила членов ОНК вторая комната, которая была полностью отдана детям. На полу лежал красивый ковер, пеленальный стол, в углу имелись различные игрушки. Видна была забота руководства колонии о людях, прибывших на свидание к своим родственникам, преступившим закон. Ведь родственники осужденных ни в чем не виноваты и чувствовалось, что в данном учреждении к ним относятся по человечески. Мы побывали в разных колониях и такие условия для родственников очень радуют.
Во второй половине дня члены мобильной правозащитной группы приехали в ИК-53, которая находится в 40 километров в городе Верхотурье.
По приезду в штабе колонии нас встретил заместитель начальника колонии, который пригласил к себе в кабинет, где предложил правозащитникам чай/кофе. В кабинете обсудили план проверки, места посещения, какие журналы будут просмотрены членами ОНК. Алексею Соколову в соответствии с законодательством России было предоставлено свидание с двумя осужденными для оказания юридической помощи. Каких-либо препятствий администрация учреждения не создавала, наоборот, было видно, что руководство колонии готово к диалогу с правозащитниками, что было очень приятно видеть.
Члены ОНК свободно пользовались фото и видеоаппаратурой во время инспекции по колонии.
Началась проверка с комнаты длительных свиданий, где идет полным ходом ремонт. Отремонтирован общий коридор, детский уголок, в некоторых комнатах ремонт заканчивается. Как нас заверили сотрудники, проблем с предоставлением длительных свиданий нет. На очереди ремонт в помещении для краткосрочных свиданий.
Члены ОНК посмотрели платные услуги, предоставляемые родственникам, приехавшим на свидание. Все соответствовало прейскуранту. Если за телевизор взымалась плата, то и в комнате телевизор присутсвовал. Также это касалось и аудио и видео проигрывателей, которые также находились в каждой комнате, а не в одном общем помещении. Одним словом сервис был на уровне.
В колонии в жилых отрядах, в столовой и в различных помещениях для осужденных был полный порядок.
Условия содержания осужденных в данной колонии были на высоком уровне, что очень радовало общественников. В Свердловской области таких колоний мало. По окончанию проверки члены комиссии выразили свое мнение в журнале проверок ОНК.
Все было хорошо, но данную проверку омрачил один нелицеприятный факт. Во время общественной инспекции двое осужденных, содержащихся в ЕПКТ пожаловались проверяющим, что по приезду в колонию их подвергли незаконному избиению сотрудники колонии. Врачи отказались фиксировать телесные повреждения. Осужденные показали членам ОНК побои.
По данному факту подано заявление в СУ СК России по Свердловской области.
Переночевав в гостинице Верхотурья, которая оставляет желать лучшего по своей стоимости, члены мобильной правозащитной группы поехали в Сан Донато. Конечно это не итальянский городок, а место, где расположена одна из лечебных колоний Свердловской области – ЛИУ-51, где лечат заключенных, больных туберкулезом.
С проблемой лечения и содержания больных туберкулезом в лечебно-исправительных учреждениях Свердловской области правозащитники столкнулись при проверке ЛИУ-23 (Сосьва) в марте 2014 г., где обнаружили массу нарушений в условиях содержания осужденных и эксплуатации зданий общежитий, а также в части содержания и лечения больных осужденных.
В ЛИУ-51, в отличие от ЛИУ-23, таких ужасающих картин по условиям содержания общественники не увидели, хотя в отрядах №1 и №3 здания общежитий также требуют капитального ремонта, в них видны работы по побелке и наклейке потолочных плит и обоев. В прошлый раз в отряде №3 члены комиссии видели еще строительные леса, но в этот раз их уже не было, хотя ничего в лучшую сторону не изменилось. Будем надеяться, что ремонт хоть медленно, но идет, за этим правозащитники будут следить регулярно.
Члены ОНК пообщались с осужденными и объяснили, что их цель не только выявлять недостатки, а прежде всего помочь в разрешении вопросов, имеющих важное юридическое значение, в том числе по социальному обеспечению, оказанию медицинской помощи, гражданства и паспортизации. Действительно, такие вопросы поступили.
Проверили тех, кто ранее обращался к правозащитникам в других исправительных учреждениях, и тех, чьи родственники обращались в общественные организации.
Как оказалось, все также в запираемой палате, изолированно от других осужденных, содержится осужденный М, с тяжелой формой заболевания обоих легких в стадии распада. Четыре месяца этот осужденный лишен какого-либо общения, он мало гуляет, что является для него настоящей пыткой.
За это время М. сильно похудел и плохо себя чувствует, он просто медленно умирает, а ему еще дополнительно назначили практически одиночное содержание, лишая его полноценной прогулки. Несколько дней М. провел на голодовке, но никто его права не подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, а также какой-либо дискриминации – не предоставил.
В таких условиях человек ждет суда по освобождению от дальнейшего отбывания наказания в связи с болезнью — до конца срока М. осталось чуть больше одного месяца, но не факт, что суд примет решение в пользу заключенного.
В отряде № 5 лежат тяжелобольные заключенные, о которых ранее не знали общественники, никто их не показывал. В этом учреждении их несколько, один за последние четыре месяца дошел до полного истощения. Жизнь его висит на волоске, так как его неизлечимые заболевания в условиях такого заключения не оставляет никаких шансов на выживание.
У всех них имеются заболевания, которые входят в перечень Постановления №54, но суд не освобождает таких людей, потому что когда-то им выносились дисциплинарные взыскания, которые, возможно давно погашены, но суд и прокуратура против. Не понятно. Какое отношение дисциплинарное взыскание имеет к тому, что человек скоро может умереть, ведь это совершенно разные вещи.
Или право на жизнь и право на получение квалифицированной медицинской помощи имеют только положительно характеризующиеся осужденные? Что-то в Конституции Российской Федерации об этом ничего не сказано…
Основные нарушения в ЛИУ-51 – это медицина. Как проводится обследование и каковы методы назначаемого лечения, вот самый главный вопрос. Плюс условия содержания, в том числе питания и лечения, играют не менее важную роль. В ЛИУ-51, как и в ЛИУ-23, члены комиссии обнаружили совместное содержание больных осужденных открытой и закрытой формы туберкулеза.
Как такое допускает медицинский персонал учреждения, не совсем понятно.
За время посещения членами ОНК было проконсультировано более десяти заключенных. В последующем мы узнали, что всех обратившихся подвергли дисциплинарным взысканиям, вплоть до водворения в ШИЗО.
Вот так администрация ГУФСИН отбивает желания у заключенных обращаться за защитой своих конституционных прав, чего руководство колоний и не скрывает, задав общественникам вопрос о частоте их посещений, и тут же давая им понять, что администрация может и по-другому поступить, имея, видимо, ввиду, ужесточение режима.
Знакомые методы уголовно-исполнительной системы. Между прочим, одного из институтов государственной власти, призванной служить на благо людей в части исполнения Закона.
До каких пор служители Закона будут нарушать основной Закон нашего Государства?
Правозащитники Урала.