Уважаемая Элла Александровна,
члены Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания (далее — ОНК), в своей деятельности столкнулись с воспрепятствованием сотрудников ГУ ФСИН и ГУ МВД России по Свердловской области, которое выразилось в применении сотрудниками по отношению к членам ОНК так называемых методических указаний, в которых незаконно ограничиваются права общественных наблюдателей.
ФСИН России распространило по исправительным учреждениям Методические указания «Об организации взаимодействия учреждений и территориальных органов уголовно-исполнительной системы с территориальными общественными наблюдательными комиссиями в ходе исполнения ими своих полномочий» (указание ФСИН России от 29.12.2012 №15-24513-02), где на странице 4 незаконно ограничивается право членов ОНК на вход в исправительные учреждения с фото-, видеотехникой: «пропуск кино-, фото- и видеоаппаратуры осуществляется по письменному разрешению руководства учреждения или территориального органа УИС». Мы дважды в суде успешно обжаловали воспрепятствование сотрудников ГУ ФСИН России по Свердловской области использованию фото-, видеотехники, имеются и представления прокуратуры. Начальник Управления режима и надзора ФСИН России В.В.Фёдоров сообщил в июне 2014 года, что проект поправок, уточняющих право членов ОНК на внос и использование фотоаппаратов уже направлен в Минюст России, но запрет на внос и использование фото-, видеотехники продолжает действовать и умаляет эффективность общественного контроля в УИС. С подобными нарушениями столкнулись ОНК и других регионов.
МВД России распространило в своих учреждениях для применения в работе с ОНК «Методические рекомендации по организации взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями, уполномоченными по правам человека и общественными советами при территориальных органах МВД России в части проведения совместных проверок мест принудительного содержания органов внутренних дел», которые, со слов начальника Инспекции ГУ МВД России по Свердловской области О.Б.Смирнова, были изготовлены на основании приказа МВД России №974 от 13.12.2013 г. В этих «Методических рекомендациях…» разрешается ограничивать доступ членов ОНК в места принудительного содержания с 22.00 до 6.00, в том числе и в камеры для административно-задержанных (далее КАЗ), раньше этого запрета не было. Начальник Оперативного управления МВД России В.В.Ракитин на нашу жалобу согласился, что законодательство России не ограничивает ОНК посещать в ночное время КАЗ отделов полиции, но малодушно утвердил своим ответом, что полицейские нас правильно не пускают, так как руководствуются методическими указаниями. В настоящее время мы обжалуем недопуск в ночное время в КАЗ ОМВД России по г. Берёзовскому в суде.
Общественным наблюдателям в изоляторе временного содержания г. Березовский 30 сентября 2014 года не позволили пронести фотоаппарат для фиксации условий содержания со ссылкой на приказ МВД РФ от 07.03.2006 № 140дсп «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых».
Обращаем Ваше внимание, что ни «Методические рекомендации…» ФСИН России, ни «Методические указания…» МВД России не были опубликованы официально для всеобщего сведения в установленном законом порядке и не прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Приказ МВД РФ от 07.03.2006 № 140дсп имеет гриф «для служебного пользования» и также не был опубликован в установленном порядке, поэтому он не может ограничивать права членов ОНК.
Согласно статье 15 (части 3) Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно пунктам 10, 11 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, независимо от срока их действия, подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.
Согласно пункту 10 указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Применение незаконных указаний по работе с ОНК делает общественный контроль менее эффективным. Возможность фотографировать условия содержания заключённых и возможность проверять КАЗ отделов полиции ночью делает работу ОНК более продуктивной и объективной, так мы выявляем больше проблемных мест, что служит целям ОНК. Сегодня члены ОНК вынуждены в каждом случае доказывать необходимость работы в местах принудительного содержания с фото-, видеотехникой через суд, это отнимает силы и время у нас, а у заключённых здоровье и даже жизни. На основании изложенного, просим Вас принять все меры для отзыва из мест принудительного содержания незаконных «Методических рекомендаций…» ФСИН России и «Методических указаний…» МВД России, и защитить наше право на объективный и оперативный общественный контроль. Ответ просим выслать на адрес 620076, г. Екатеринбург, а\я 33.
С надеждой на общую победу над произволом и насилием в местах принудительного содержания, общественные наблюдатели:
Рожин Д.И.
Башков В.А.
Аникин А.В.
Кудряков А.В.
Рыбаков В.Н.
Дианова О.И.
Кожевников В.Г.
Калинин Д.Г.
Винс Л.В.
Захарова Л.В.
Малюгина С.В.
Источник: mypicm.livejournal.com