«Сарафанное радио» говорит, что основанием ввода сборного отряда особого назначения (просто именуемого спецназом) в колонии Иркутской области в сентябре-октябре 2014 года послужило то, что находящемуся с проверкой 19 колонии начальнику ГУФСИН по Иркутской области П.В.Радченко в ШИЗО колонии один из осужденных не сделал доклад (т.е. не доложил количество осужденных находящихся в камере).
Якобы, указанное обстоятельство сильно задело чистолюбие генерала, который принял решение о проведении профилактических мероприятий в колониях области.
Не берусь говорить о правдивости этой информации, оставляя за пресс-службой ФСИН право на ответ (ну в конце то концов должны же они официально прокомментировать такое количество жалоб после «работы» спецназа).
Могу даже, справедливости ради, отдать должное П.В.Радченко – недавно получил ответ за его подписью, где он указал, что один из сотрудников колонии ИК-4 п.Плишкино, нарушивший кодекс этики сотрудника был привлечен к ответственности («заслужил» как написал генерал).
Поэтому, никого не очерняя и не обеляя, строго по тем материалам о фактах нарушения прав человека, требующих проведения независимого объективного расследования событий описанных ниже.
Хронологически ситуация выглядит следующим образом.
Не знаю уж, по каким критериям было определено где проводить «профилактику». Первично спецназ завели в ИК-19 г.Иркутска (пос.Марково).
О данном факте, мы, к сожалению, имеем весьма скудную информацию. Из имеющегося обращения на сайте Комитета по защите прав заключенных следует, что не позднее чем 07.09.2014 г. в исправительном учреждении ФКУ ИК-19 Иркутская обл. пос.Марково было вывезено 40 человек в неизвестном направлении, о месте их пребывания родственникам не сообщается, адвокатов не пускают. Так же в обращении указано, что данные осужденные попали в «пресс-хаты+маски», что «были случаи жесткого избиения». К обращению на указанном сайте были приложены фотографии неустановленного лица со следами побоев.
Как следует из полученного мной ответа прокуратуры, данное лицо было установлено – этот осужденный пояснил, что в сентябре 2014 года упал, потеряв сознание в расположении отряда, в результате чего появились многочисленные телесные повреждения. За мед.помощью и их фиксацией он не обращался.
Читатели прекрасно знают, наверное, как падают в колониях, «с высоты собственного роста на тяжесть собственного веса». Полагаю, что абсурдность ответа прокуратуры могла бы подтвердить медицинская экспертиза телесных повреждений. Из фотографий на сайте видно, что они имеются на разных частях тела и, от себя отмечу, просто не возможно падая, биться различными частями тела, только, видимо, специально с целью образовать такой причудливый узор из синяков и ссадин.
Между тем, как говорится, на нет и суда нет, хотя согласно уголовно-процессуальному кодексу даже размещение информации о совершении преступления относящегося к категории публичных уже является основанием для проведения тщательной проверки и, даже совсем не обязательно, что лицо отрицает факт совершения в отношении себя насилия.
16.10.2014 г. на сайте ГУЛАГУ.НЕТ, а также на мою личную электронную почту поступило обращение И.В.Жоголевой руководителя проекта ОНК РФ относительно совершения преступлений в исправительных учреждениях Иркутской области.
Согласно обращению «…30.09.2014 г. в ИК-4 поселок Плишкино Иркутской области вошел ОМОН и без каких либо причин начал применять спец-средства такие как (резиновая дубинка), так же пуская в ход руки и ноги. 01.10.2014 некоторых заключенных без каких либо оснований поместили в ШИЗО, где к ним так же применялись спец-средства и рукоприкладство. 02.10.2014 по утренней проверки вывели первую камеру и начали избивать, заключенные других камер услышав что происходит в коридоре попросили сотрудников прекратить избиение, на что они не отреагировали, но открыли 2 камеру и применили несколько раз газ, от которого заключенные начали задыхаться, через какое то время 2 камеру так же вывели в коридор и начали избивать. Заключенные 3 камеры тем временем порезали себе вены для того чтобы остановить избиение. Сотрудники администрации открыли дверь 3 камеры и все залили пеной из огнетушителя, закрыли дверь и ушли. Через какое то время сотрудники администрации вернулись, и снова начали всех жестоко избивать, применяя резиновые дубинки, деревянные киянки, бить руками, пинать, прыгать по телу, при этом выкрикивая различные оскорбления, угрозы, унижения. Заключенному Гришину Вячеславу Леонидовичу 18.05.1989 г.р. во время избиения сломали ребро, на просьбу вызвать врача, сотрудники администрации не реагируют, как и на просьбы других заключенных нуждающихся в медицинской помощи, вот некоторые из них: Егоров Дмитрий Анатольевич 30.11.1990 г.р., Портнягин Алексей Витальевич 14.07.1994г.р., Перец Сергей Андреевич 12.01.1991 г.р. 06.10.2014. вывели из ШИЗО около 10-12 человек на ПФРСИ и очень сильно избили, после чего на телах заключенных видны побои. 07.10.2014 во время утренней проверки сотрудники администрации снова без какого-либо повода избили заключенных третьей камеры…»
«…мой сын Музычук Артём Викторович 26 сентября 1987 года рождения в данный момент находится больнице ик 2 города ангарска сегодня он позвонил мне и сообщил что в обед к ним в больничный корпус ворвались около 30 человек в форме омон в шапочках скрывающих лица и стали избивать всех подрят резиновыми дубинками после чего всех прогнали сквозь строй избивая дубинками на обращение к руководству прекратить избиение и снять побои с пострадавших руководство никак не отреагировало и стало сращать дальнейшими физическими расправами…».
Данные обстоятельства подтверждаются фотографиями избитых осужденных в количестве 18 штук, размещенными на сайте.
По указанным сведениям о совершении преступлений, предоставленным ИРПОО «Сибирь без пыток» были направлены жалобы в прокуратуру и заявление о возбуждении уголовного дела в Следственный комитет.
Особое внимание было акцентировано на применение сотрудниками предметов, не относящихся к специальным средствам, а также было указано на выяснение причин и оснований обоснованности применения.
По факту ввода спецназа в ИК-4 п.Плишкино информации кажется побольше.
Хочется конечно, чтобы сами пострадавшие обращались, а не получать информацию опосредованно через Москву.
Пользуясь оказией прошу откликнуться лиц, которым что либо известно по проводимому организацией расследованию причинения смерти и причинения тяжких телесных повреждений двум «перекидчикам» (не позднее 02 марта 2014 г. сотрудники Исправительной колонии № 4 УФСИН России по Иркутской области, превысив свои должностные полномочия и злоупотребив служебным положением, применили насилие в отношении по меньшей мере двух лиц, пытавшихся перебросить предметы на охраняемую территорию, что повлекло смерть одного из указанных лиц и ,причинение тяжкого вреда здоровью – разрыва мочевого пузыря – второму лицу.
В настоящий момент организацией инициировано проведение проверки по данным фактам, отменено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, подана жалоба в суд.
По вводу спецназа проверка ОНК Иркутской области, которая заходила в колонию Плишкино, ничего конкретного пока не дала.
Прорвались то туда «с боем».
«….05.09.2014 года Членов ОНК по ИО не допустили на территорию Колонии ФКУ ИК-4 поселка Плишкино, после чего Члены ОНК по ИО вызвали полицию Иркутского района для того чтобы зафиксировать вышеуказанные нарушения.
06.09.2014 года Члены ОНК по ИО вновь посетили ФКУ ИК-4 поселка Плишкино, где попали на ПФРСИ ИК-4, провели покамерный обход где было выявлено что с ФКУ ИК-19 на ПФРСИ ИК-4 прибыло 16 человек, после чего осужденные изъявили пообщаться с правозащитниками. Сотрудники данной колонии препятствовали в проведении личной беседы с осужденными. Разговаривая о существующих проблемах с начальником ФКУ ИК-4 ОГУРЦОВЫМ АЛЕКСЕЕМ ГЕННАДЬЕВИЧЕМ, который даже не смог ответить на вопросы, сколько человек содержится на ПФРСИ, сколько человек отбывает наказание в ФКУ ИК-4, и вообще отказался вести беседу выгоняя правозащитников с кабинета. Обо всех нарушениях был составлен акт, и данные нарушения были записаны в журнал посещений членов ОНК по ИО. Считаем данный отказ в проведении внеплановой проверки не законным.
В этот же день посетили СИЗО-1 города Иркутска, где стало известно, что с ФКУ ИК-19 прибыло 22 осужденных. Со всеми были проведены личные приемы. По факту избиения осужденных документы переданы в Следственное Управление Следственного Комитета по Иркутской области.
На различных частях тела осужденных прибывших из ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Иркутской области имеются многочисленные раны, отеки, синяки, гемотомы. Составлены протоколы медицинского освидетельствования.
07.09.2014 года Члены ОНК по ИО вновь посетили учреждение ФКУ ИК-4 где подверглись незаконному обыску, и со стороны сотрудников была применена физическая сила. По данному факту составлены справки, заключения, акты, жалобы и готовятся исковые заявления в суд по всем вышеуказанным нарушения…».
Надо отметить, что именно по факту данного незаконного обыска сотрудник колонии ИК-4 п.Плишкино, нарушивший кодекс этики сотрудника был привлечен к ответственности («заслужил» как написал генерал П.В.Радченко в ответе).
После Плишкино спецназ ввели в ИК-2 г.Ангарска.
В ИРПОО «Сибирь без пыток» поступило коллективное обращение родителей осужденных лиц, находившихся 14.10.2014 г. в ФКУ ИК-2 г.Ангарска по факту совершения сотрудниками сборного отряда исправительного учреждения действий имеющих признаки преступления.
Обращение содержало послание следующего рода: «Мы, родственники осужденных Исправительной колонии № 2 находящейся в городе Ангарске Иркутской области, просим обратить внимание на события происходящие на прошлой недели от 14 октября 2014 года.
14 октября 2014 года в исправительную колонию «зашёл» спецназ и начал избивать осужденных, и осужденных находящихся на лечении в больнице, даже осужденных находящихся на инвалидности, о чем свидетельствуют видеосъёмки и фотоснимки.
Свыше 200 человек написали жалобы на побои Прокурору города Иркутска, свыше 60 человек написали жалобы в ОНК, свыше 100 человек написали жалобы в различные инстанции. В итоге нет никаких результатов. Мы все до сих пор напуганы и боимся о повторном визите спецназа в ИК-2.
Информацию, которую выложил ГУФСИН Иркутской области на своем сайте в ленте новостей не соответствует действительности, эту статью оповергает статья: «Почему не спокойно на «двойке«.
17 октября 2014 года родственники и друзья осужденных собрались возле ИК-2 с целью выяснить на каком основании 14 октября 2014 года на ИК-2 спецназ жестоко избил осужденных, ведь это превышение должностных полномочий со стороны Администрации данного учреждения.
Никто не против, чтобы Администрация проводила обыск помещений в колонии и так далее, мы против того, чтобы спецназ с дубинками калечил людей или лешал их жизней, ведь у них есть родные, которые ждут их домой.
В данный момент Администрация без каких-либо нарушений по 4-7 осужденных «закрывает» в изолятор, тем самым мстит им за многочисленные жалобы в ГУФСИН по Иркутской области, в ОНК, Прокурору г.Иркутска.
Мы считаем, что всё это не законно и просим помочь нам уберечь осужденных от повторных визитов отряда спецназа в ИК-2 и от «беспредела» со стороны Администрации ИК-2.».
Тут надо отметить, что по сведениям ИРПОО «Сибирь без пыток» 14.10.2014 г. в ФКУ ИК-2 г.Ангарска спецназ ГУФСИН по Иркутской области не вводился, а вводился сборный отряд сотрудников разных колоний Иркутской области в количестве около 500 человек не имеющий полномочий на использование спец.средств.
При просмотре видео (предоставленным родственниками осужденных) может показаться, что некоторые сотрудники при осуществлении этого мероприятия находились в нетрезвом состоянии.
На 6 минуте 15 секунд прекрасно видно, что осужденных «гонят» через строй сотрудников бегом, пинками и дубинками. Тем самым, опровергается официальная версия ГУФСИН, согласно которой в ходе проведения профилактических мероприятий только к осужденным оказавшим сопротивление (в количестве около 6 человек) была применена физическая сила.
Надо отметить, что в противоречии с ведомственными приказами начальника ФСИН, которые регламентируют использование при проведении такого рода мероприятий видеорегистраторов – ни одной съемки видеорегистратора при вводе спецназа 14.10.2014 г. в ИК-2 г.Ангарска не было предоставлено.
При этом, вошедшие явно превысили свои полномочия и злоупотребили служебным положением, что подтверждается переданными в организацию видео, фото и аудио материалами.
Как следует из заявлений родственников, сотрудники сборного отряда крушили все на своем пути и даже втоптали и уничтожили святую для осужденных мусульман книгу Коран, после чего один из осужденных мусульманин в знак протеста против такого унижения порезал себе шею, руки и живот.
Тем самым, считаю, сотрудники проводившие обыскные мероприятия явно спровоцировали осужденных-мусульман (а их более 50% в ИК-2 г.Ангарска) на конфликт и сеяли рознь на религиозном уровне.
Согласно обращению в ИРПОО «Сибирь без пыток» Магомедовой Татьяны Анатольевны «14.10.2014г. в отряд СУОН находящийся в ФКУ ИК-2 строго режима г.Ангарска Иркутской области, где отбывает наказание осужденный ее муж. Магомедов Арсен Магомедович 11.01.1988 г.р., во время около 9.00 утра, не представившись, вошли неустановленные лица, одетые в форму сотрудников ГУФСИН по Иркутской области в количестве около 40 человек. Указанные лица имели при себе специальные средства: резиновые дубинки или электрошокеры. На головах указанных лиц были одеты маски.
В период с 9.00 до 11.00 утра указанные неустановленные лица, без составления документов, проводили незаконные обыскные мероприятия. Также они, построившись в две шеренги, без всяких законных оснований и причин, заставляли ее мужа и других осужденных проходить сквозь строй, пешим шагом и бегом. При этом их подвергали побоям имевшимися у сотрудников дубинками и электрошокерами по разным частям тела, а также подвергали публичным унижениям, оскорблениям матами.
В результате совершения указанным сотрудниками противоправных действий ее мужу были причинены существенные телесные повреждения: нанесены побои в области тела, ягодиц, бедер спереди, голеней сзади».
Из полученного ответа прокуратуры следует, что 16.10.2014 г. после обращения данного осужденного к прокурору, прибывшему в колонию ему было сделано медицинское освидетельствование, Акт о котором направлен для приобщения к материалам проверки в СО г.Ангарска (Тогда же 16 октября его супруга подала соответствующее заявление в Следственный отдел и жалобу в прокуратуру).
Тем самым, из-за того, что действующие в официальном качестве сотрудники вели себя аморально и противоправно, ему были причинены значительные физические и морально-нравственные страдания.
Все вышеуказанные факты подтверждены имевшимися у А.М.Магомедова телесными повреждениями.
В связи с чем, 16.10.2014 г. Т.А.Магомедова подала в СО по г.Ангарску заявление о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников ФКУ ИК-2 по статьям 285, 286 УК РФ. Для того, чтобы снять побои, ею к заявлению о возбуждении уголовного дела было сразу же подано ходатайство о проведении медицинского обследования А.М.Магомедова.
Однако вопреки предусмотренному статьями 141-145 УПК Российской Федерации сроку рассмотрения заявления и ходатайства, следователь СО г.Ангарска Федоров Радион Сергеевич не выехал на место совершения преступления, не зафиксировал побои, не взял объяснений у заявителя.
Тем самым, сотрудник следственного комитета покрыл преступление осуществленное сотрудниками Службы исполнения наказания.
На будущее будем контролировать проведение данной проверки объективно.
Как стало известно, после совершения в отношении осужденных ФКУ ИК-2 г.Ангарска 14.10.2014 г. преступных действий и нанесения им побоев в ЕПКТ ФКУ ИК-2 г.Ангарска в период с 20 по 22 октября 2014 г. прибыл уполномоченный для проведения проверки сотрудник ФСИН России из г.Москвы Шульгин Алексей Александрович. Указанное должностное лицо провело прием осужденных по обращениям, на котором к нему, с жалобой на побои спецназа 14.10.2014 г. обратился осужденный Тимошенко Илья Игоревич 12.10.1992 года рождения. На следующий день после жалобы данного осужденного этапировали из ЕПКТ ФКУ ИК-2 г.Ангарска в неизвестном направлении. На устные обращения матери осужденного сотрудники приемной ФКУ ИК-2 г.Ангарска отвечают, что Тимошенко Илья Игоревич вообще не поступал в колонию. В настоящее время, Тимошенко И.И., продержав без основания в мед.изоляторе ИК-6, и еще раз избив, опять был этапирован в ИК-2, где был избит в очередной раз по прибытию за то, что жаловался.
24.10.2014 г. еще несколько лиц, жаловавшихся в ФКУ ИК-2 г.Ангарска на нанесение побоев 14.10.2014 г. введенным спецназом были этапированы в неизвестном направлении. В том числе в неизвестном направлении этапирован Фафин Ринат Рафаилович 21.03.1980 года рождения.
В связи с вышеуказанными многочисленными обращениями и жалобами, наличием оснований предполагать угрозу жизни, здоровья и безопасности жаловавшихся осужденных, ОНК в адрес начальника управления были поданы документы о применении мер безопасности к жаловавшимся и указанным лицам.
Не смотря на это, как мы видим по примеру Тимошенко И.И., побои и издевательства продолжаются.
Таким образом, в период с сентября по октябрь 2014 года в ФКУ ИК-19 г.Иркутска, ФКУ ИК-4 п.Плишикино (г.Иркутск), ФКУ ИК-2 г.Ангарска в отношении неустановленно большего круга лиц осужденных находящихся в местах лишения свободы со стороны неустановленных сотрудников ГУФСИН по Иркутской области, составивших сборный отряд разных сотрудников колоний, были допущены насильственные действия имеющие признаки совершения должностных преступлений.
Тем самым, была нарушена ст.3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод запрещающая пытки и унижающее человеческое достоинство бесчеловечное обращение.
Полагаю, что руководством ГУФСИН по Иркутской области и указанными сотрудниками допущены системные нарушения прав человека, требующие тщательного и детального расследования и направления в пенитенциарные учреждения Иркутской области специальной комиссии для проведения тщательной проверки массовых нарушений прав человека сотрудниками правоохранительных органов на территории указанных учреждений в период с сентября по октябрь 2014 года.
Организации известно, что массовые нарушения прав человека в млс региона стали уже «визитной карточкой», требующей незамедлительного вмешательства и реагирования общественности.
Святослав Хроменков,
Председатель правления ИРПОО «Сибирь без пыток»