Часто сталкиваемся с одной и той же проблемой — требования законов по условиям содержания в местах лишения свободы давно изменились, а сами места лишения свободы в соответствие требованиям не приводятся. Именно такую ситуацию, в очередной раз члены Общественной наблюдательной комиссии по Свердловской области Василий Рыбаков, Антон Кудряков и я зафиксировали 22 ноября 2014 года при посещении ИВС Каменск-Уральского.
Последнее посещение Уполномоченным по правам человека по Свердловской области Татьяны Мерзляковой данного ИВС, в 2008 году, вселило надежду на изменения, принимались решения по выделению земельного участка под строительство нового ИВС, планировались инвестиции в текущий ремонт, однако ни ремонта, ни сроительства нет.
Замечания члены ОНК отразили в журнале посещения:
1) Не ведется журнал учета направленной информации,
2) Отсутствуют санитарные книжки у сотрудников, осуществляющих раздачу питания,
3) Имеется, но не ведется журнал выдачи средств личной телефонной связи административно-задержанным,
4) Отсуствует стационарный телефон-автомат,
5) Нет помещения медицинского пункта,
6) Нет дезинфекционной камеры,
7) Нет помещения для свидания с родственниками и защитниками,
8) В камерах отсутствует кнопка вызова дежурного, нет ночного освещения,
9) Во свех камерах требуется косметический ремонт (имеются протечки, в камере №6 «шуба»),
10) Количество оборудованных спальных мест не соответствует стандартам санитарных норм (например, в камере № 4 оборудовано 4 спальных мест, площадь камеры 14 кв.м., количество содержащихся по количеству спальных мест — 4). При приведении количества спальных мест к нормам было бы невозможно размещении большего количества гражждан.
11) Туалеты в камерах оборудованы на «подиумах» (возвышенностях), имеющиеся ограждения не обеспечивают приватности посещения туалета,
12) Лица, поступающие в ИВС в день прибытия не стоят на продуктовом довольствии, сухим пайком не обеспечиваются,
13) Медикаменты требуют проверки на сроки годности,
14) В камерах, где содержатся административно-арестованные, нет горячего водоснабжения.
Часть несоответствий требованиям под силу устранить самим работникам ИВС, но большинство нарушений связано с необходимостью ремонта и перепланировкой ИВС. Честно говоря, помещение под ИВС не подходит, это субъективное суждение членов ОНК, а как на эти «засторелые» проблемы смотрят в ГУ МВД России по Свердловской области? Почему третий по величене город Свердловской области до сих пор в части соблюдения законности и прав граждан оказывается далеко позди многих других ИВС? Как следит Уполномоченный по правам человека в Свердловской области за реализацией и устранением своих замечаний? Ответ очевиден — плановости и поступательности в решении проблем данного ИВС ни с одной из перечисленных сторон мы не увидели…
Фотографирование условий содержания члены ОНК провести не смогли, та как не получили разрешения от Начальника ИВС капитана полиции Илья Красильникова, однако, в соответствии со ст.16 ФЗ-76 мной сделан запрос о предоставлении фотографической информации о санитарных узлах в камерах №№ 3, 5, 6. Уверен, что Отдел конвоирования ГУ МВД России по Свердловской области данную информацию мне предоставит. По получении запрошенной информации планирую ее сделать достоянием общественности и компетентных органов.
Общая характеристика и состояние обеспеченности ИВС мной оценивается однозначно, как консервация 90-х годов… Не нужно смотреть фильмы о тюрьмах и ИВС конца прошлого века, достаточно побывать в ИВС Каменск-Уральского…
Александр Аникин,
член ОНК Свердловской.