05 января 2015 г. в связи с обращениями родственников вместе с Сергеем Кирилловым прибыли в Центр временного размещения иностранных граждан на улице Горнистов, 15/4 в п. Кольцово, что на окраине Екатеринбурга, где содержится один из бывших осужденных ФКУ ИК-63, который освободился из мест лишения свободы 5 декабря 2014 г., но был тут же арестован сотрудниками УФМС и переправлен в Центр для мигрантов.
Со слов родственников, они не могут увидеть своего сына со дня его освобождения. Приехав в далекую Ивдельскую колонию, их попросту ввели в заблуждение, что сына освободят сначала в 10-00, потом в 13-00. А когда отец приехал, оказалось, что уже поздно, сына забрали другие службы.
Приехав в Кольцово 6 декабря, родственникам так и не удалось увидеть сына, которого они не видели несколько лет в местах заключения.
Даже передать передачу им не разрешают, они не могут с ним связаться по телефону.
В конце декабря 2014 г. я обратилась к помощнику Уполномоченного по правам человека Сергею Санникову с просьбой о содействии в защите прав гражданина Т., являющегося лицом без гражданства.
Сергей Николаевич откликнулся на просьбу и в этот же день принял отца бывшего осужденного. Беседовать же главе семейства пришлось уже со специалистом по вопросам гражданства, которая сказала, что документы, которые просят заполнить в Центре временного размещения иностранных граждан все-таки надо заполнить.
Начальник этого Центра соглашается принимать продуктовые передачи только после того, как бумаги будут заполнены.
Оказалось, что родственники не знают грузинского языка и им трудно читать и писать без переводчика.
Я обратилась в грузинскую диаспору и мне перевели эти документы. Оказалось, что, заполняя эти бумаги, Т. просит принять грузинское гражданство и направления его на родину в Грузию. Но человек не хочет быть гражданином Грузии, откуда был вывезен еще младенцем, он не знает грузинского языка, у них нет родственников в этом государстве, попав туда Т. становится БОМЖом, а кроме этого, его могут обвинить в умышленном укрывательстве от службы в армии. В итоге Т. вновь понесет наказание, только уже в другом государстве. Получается, что специалист аппарата Уполномоченного по правам человека в Свердловской области умышленно вводит в заблуждение.
Переживая за судьбу молодого человека правозащитники выехали в Центр для того, чтобы оказать юридическую помощь Т., но оказалось, что право на получение юридической помощи у граждан, содержащихся в этом учреждении за двумя колючими проволоками, отсутствует как минимум до начала рабочих дней. До 12 января 2015 г. люди не могут встретиться даже с адвокатами.
Из-за пробелов в законодательстве члены ОНК не могут проверить условия содержания людей в этом учреждении, по закону не являющимся местом принудительного содержания, то есть нет в перечне таких мест. А фактически люди здесь содержатся принудительно, ведь к ним даже юристы и адвокаты попасть не могу. Что это, очередное ГЕТТО российского государства?
Нами были поданы устные жалобы на телефон доверия УФМС, мы сообщили об этом дежурному прокурору области Боброву, который не знал, что делать в сложившейся ситуации и посоветовал нам написать жалобу в письменном виде, что мы, кстати, и так знали, и сделали.
Лариса Захарова,
член ОНК Свердловской области,
член Совета координаторов МОО «Межрегиональный центра прав человека»