Изоляторы временного содержания (ИВС) в Свердловской области. Ситуация непростая.

0
6129

Одним из направлений общественного контроля, которое осуществляет Общественная наблюдательная комиссия по соблюдению прав граждан, лишенных свободы, является их соблюдение в Изоляторах временного содержания (ИВС).

Википедия дает такое определение этих мест содержания граждан:
Изолятор временного содержания (ИВС, ранее — камера предварительного заключения, КПЗ, жарг. — обезьянник, каталажка, кутузка) — В СССР, Российской Федерации, Украине и других странах постсоветского пространства — места заключения (камеры) при территориальных органах внутренних дел или органах пограничной охраны, предназначенное для временного содержания лиц,задержанных по подозрению в совершении преступления.

ИВС относятся к спецучреждениям системы МВД РФ и не входят в структуру ФСИН. Они не предназначены для постоянного содержания заключённых под стражей. После принятия судом решения об избрании задержанным меры пресечения в виде заключения под стражу они переводятся в СИЗО и при необходимости переводятся из СИЗО в ИВС только на время проведения следственных действий и слушания в суде, но не более чем на 10 суток в течение месяца.
Размеры и принципы организации работы ИВС зависят от размера ОВД и от количества заключённых. ИВС может быть мелким, средним и крупным. 1. Мелкий ИВС, как правило, представляет собой несколько камер (не более пяти), которые, зачастую, расположены возле входа в ОВД. 2. Средний ИВС представляет собой от 5 до 10 камер, которые, чаще всего находятся в подвале здания ОВД. 3. Крупный ИВС представляет собой отдельное здание, в котором расположены от 10 до 40 камер. Административно-арестованные содержатся в спецприёмниках МВД РФ.
Все ИВС МВД РФ, за редким исключением, не соответствуют самым элементарным санитарным нормам (клопы, грязь, вонь), несмотря на принятые в 2011 порядки содержания (еженедельная смена белья, прогулки и пр.) ситуация с содержанием лиц, подвергнутых административному аресту оставляет желать лучшего.

В Свердловской области члены ОНК в вопросу мониторинга ИВС подошли с пониманием сложности ситуации. Многие здания достались ГУ МВД России по Свердловской области в наследство от советского периода, когда требования к условиям содержания были иными, многое уже сделано, многое делается, еще больше предстоит сделать.

В 2014 — начале 2015 года ОНК проводило пилотную «обкатку» Методики проверки ИВС Свердловской области. По этой методике были проверены ИВС:
г.Верхняя Пышма,
г.Березовский,
г.Каменск-Уральский,
г.Нижний Тагил,
г.Кировград,

С методикой проверки ИВС можно ознакомиться по ссылке.

Для понимания того, с чем придется столкнуться в ИВС региона, я направил запрос в ГУ МВД России по Свердловской области, его текст имеется в посте ОНК. ИВС — подготовка к мониторингу в 2015 году.

hAEbjRfgtc-800x600Из полученного ответа стало ясно:
1) В Свердловской области 46 ИВС с общим количеством оборудованных спальных мест — 1274.
2) Санитарные нормы по содержанию граждан (не менее 4 кв.м. на человека) могут обеспечить только 19 ИВС (41,3%), при этом ИВС, где нормы при полном наполнении будут нарушены тоже не следует рассматривать общим списком. Поэтому я их разбил на группы:
— до 3 кв. метров на человека — 7 ИВС (15,22 % от общего количества)
— с 3 до 3,5 кв. метров на человека — 5 ИВС (10,87 % от общего количества),
— с 3,5 до 4 кв. метров на человека — 15 ИВС (32,61 % от общего количества).
Нужно отметить, что в ИВС г.Екатеринбурга 3,48 кв. метров на человека, в Нижнем Тагиле — 4,05 метров, Каменск-Уральском — 3,73 кв. метра.
Показатели по Каменск-Уральскому достигается благодаря отсутствию медицинского кабинета и камеры обработки белья (это отдельная тема).

Из данных ответа можно выделить ИВС, относящиеся к категории до 3 кв.метров:
— ОП-26 (г.Ачит) — 1,23 кв.метра,
— ОМВД России по Пышминскому району — 2,33 кв.метра,
— ОП-27 (с.Туринская Слобода) — 2,42 метра на человека,
— ММО МВД России «Кировградское» — 2,54 кв.метра,
— ММО МВД России «Качканарский» — 2,61 кв.метра,
— ММО МВД России «Талицкий» — 2,67 кв.метра,
— ОМВД России по городу Полевскому — 2,95 кв.метра.

3) Обеспеченность медицинскими кабинетами, предусмотренных, как обязательное служебное помещение составляет 63,05 % (в 29 ИВС),

4) Наличие камер обработки белья:
— имеется в 16 ИВС (34,78 % от общего количества ИВС),
— отсутстует в 30 ИВС (65,21 %), однако, в 12 будет установлена в ближайшее время, процент изменится до 39,13 % или до 18 ИВС.

Приведенные данные являются той отправной точкой, той ситуацией, в которой члены ОНК Свердловской области приступают к полной проверке ИВС региона. В планах в период до 1 июля 2015 года осуществить выезд во все ИВС области с участием представителей отдела охраны и конвоирования ГУ МВД России по Свердловской области. По результатам мониторинга будет составлена общая аналитическая записка.

Александр Аникин,
член ОНК Свердловской области.

Фото: 66.mvd.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here