Двойное ограничение свободы

0
1181

После новогодних праздников я выехала в г.Елец для участия в судебном заседании в интересах осужденного, отбывающего наказание на тюремном режиме в ФКУ Т-2 УФСИН России по Липецкой области и оказания юридической помощи осужденным, содержащимся в этом исправительном учреждении.

Правозащитная поездка длилась с 12 по 15 января 2015 года и все эти дни я посещала ФКУ Т-2 в г. Елец Липецкой области в целях оказания юридической помощи осужденным.

В первый день были проведены рабочие встречи только с двумя осужденными, по причине занятости следственных кабинетов, а их всего два. До обеда прошел один адвокат, после обеда завели другого адвоката и только потом завели меня.

Надо отдать должное руководству этого исправительного учреждения, где одновременно находится еще и корпус следственного изолятора, со сменой его руководителя особых проблем с посещением заключенных в Елецкой тюрьме у меня не возникало.

Но я знаю об общей проблеме всех адвокатов. Дело в том, что администрация почему-то проводит градацию осужденных в зависимости от их положения в криминальном сообществе. Если заключенный занимает самое высокое положение в этом сообществе, то во время оказания ему юридической помощи других адвокатов, приехавших для оказания юридической помощи к другим осужденным, в соседние кабинеты не допускают, мотивируя это соображениями оперативного характера.

На следующий день я успела встретиться с четырьмя осужденными, кому мы оказываем правовую помощь по условиям содержания, в том числе, в рамках проведения мониторинга по оказанию медицинской помощи.

Осужденный Д. имеет тяжелое неизлечимое заболевание иммунной системы, а также другие заболевания. Медицинская помощь надлежащим образом ему не оказывалась ни в одном из исправительных учреждений Липецкой области, где он был, это и ИК-3 и ИК-4.

Вообще, именно вопрос медицинского обеспечения заключенных – основной проблемный блок в тюремном ведомстве этого региона. Не последнее место в этом списке занимает и ФКУ ИК-6 в г. Липецк, где находится областная тюремная больница, да и сама колония расположена недалеко от цементного завода. Надо думать, какой экологический фон в больнице этого учреждения.

10072013016_001_1Осужденный Ф. содержится в одиночной камере более двух лет, все это время ему препятствуют в реализации права на социальные связи, в том числе с родственниками, так как он находится на строгих условиях содержания. Телефонные переговоры таким осужденным по нормам уголовно-исполнительного законодательства не положены, а телефонный звонок разрешен в исключительных случаях. В таких условиях одиночества, говорят, можно сойти с ума. Мне приходилось встречаться на нашей двойке с одним из таких, кто уже много лет сидит в одиночной камере, а весь срок проходит у него на колесах из одного учреждения в другой. Видимо, тоже из оперативных соображений. Таких людей умышленно отделяют от основной массы заключенных, чтобы не учили как защищать свое человеческое достоинство.

Осужденный И. инвалид 2-ой группы, содержится более двух лет в одиночной камере, ему не проводят надлежащего медицинского обследования, не проводят занятия по лечебной физкультуре. В 2013 году на фоне неврологического заболевания у него случился приступ, в результате которого он упал, ударился головой и пролежал без сознания несколько часов, пока в него не пришел. После этого у заключенного были частично парализованы конечности и чтобы попить или закурить сигарету ему приходилось ползти. Спички он поджигал ногами.

Исходя из его заболевания конечно же такой заключенный не должен сидеть в камере один даже будучи под камерой видеонаблюдения. Сколько раз ему приходилось разворачивать камеру или же ее разбивать, чтобы хоть как-то обратить на себя внимание. Это засчитывалось ему как нарушение, за которое он соответственно нес дисциплинарное взыскание.

Из справки о поощрениях и взысканиях осужденного И. видно, что из 75 нарушений около пятидесяти нарушений за сон в неотведенное для сна время, около десяти за нарушение распорядка дня, а в реалии за нахождение осужденного в лежачем состоянии. Но человек больной и имеет психическое заболевание, заболевание нервной системы и опорно-двигательного аппарата, он не может уснуть ночью, поэтому ему выписывают снотворное, от которых ему хочется спать, но это уже происходит днем.

14 января 2015 г. состоялось судебное заседание Елецкого городского суда в помещении ФКУ Т-2 УФСИН России по Липецкой области. Рассматривалось заявление администрации ФКУ Т-2 по установлению в отношении осужденного И. у которого уже есть установленное дополнительное наказание по приговору суда в виде ограничения свободы. Получается, что у этого осужденного, инвалида 2-ой группы, будет двойное наказание после отбытия основного вида наказания в виде лишения свободы. Сначала он отбудет ограничение свободы в течении двух лет, а только потом начнется исполнение решения суда по административному надзору на два года. Получается коллизия уголовного и административного права.

А это уже проблема нашего законодательства и в этом мнении мы с прокурором оказались едины.

Лариса Захарова,
Юрист НП «ПРАВОВАЯ ОСНОВА»,
Эксперт Фонда «В защиту прав заключенных».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here