Вчера, 26 января 2015 года, мы с членом ОНК по Челябинской области Диной Латыповой посетили Тюрьму г. Верхнеуральск. В этих стенах, если верить многочисленным исследованиям местных краеведов, томились в застенках соратники Ленина — Зиновьев, Каменев, Радек, первый редактор «Комсомольской правды» Слепков, сестра Гитлера Мария Коппештайнер, дипломат Рауль Валленберг и другие. Распространена легенда, что именно здесь находилась в заключении совершившая покушение на Ленина Фанни Каплан.
Стоит отметить, что на этот раз мы были приятно удивлены поведением сотрудников — все работали по закону, препятствий не чинили, работать не мешали. Побеседовать нам удалось с ранее знакомыми нам осужденными Александром Морозовым, Аведиком Каргиевым, Евгением Соколовым, Магомедом Чагаевым. Их судьбу мы отслеживаем уже несколько лет. Все они когда-то находились в других пенитенциарных учреждениях Челябинской области, а потом, когда стали «мешаться под ногами» (в том числе из-за своих жалоб на бесчеловечное отношение) их «перережимили», отправив отбывать наказание в более строгие условия — в Тюрьму.
Итак, при беседе с Морозовым, выяснилось, что человек вот уже несколько лет сидит в одиночке (за весь срок он написал более 1000 жалоб!), сейчас, по его словам, администрация учреждения не отправляет его корреспонденцию, так как, якобы в бюджете нет на это средств. Таким образом, человек, по сути, жалуется на нарушение права на переписку и отправление жалоб в надзорные ведомства и судебные органы.

Аведику Каргиеву, которого ГУФСИН и многочисленные СМИ сразу после бунта в СИЗО-1 г. Челябинска стали выставлять чуть ли не организатором, по-прежнему, не оказана медицинская помощь (у него в животе с начала ноября 2014 года находятся гвозди). Однако, вопрос с медицинским обслуживанием нам так и не удалось решить — начальник ФКУ Т г. Верхнеуральск Сорокин утверждает, что в тюремную больницу его не везут по оперативным соображениям, а, мол, в «вольной» оперироваться он не хочет и даже дал письменный отказ. Нами была осмотрена видеозапись госпитализации в «вольную» больницу, никакого отказа Каргиев не давал, он лишь пояснил, что в этих условиях оперироваться опасается.
Кроме того, почему-то в эту больницу стремятся отправить именно Каригева, а не направляют других осужденных, которым сейчас тоже нужна срочная хирургическая помощь (на наш взгляд), тоже непонятно… К примеру, Евгению Соколову — после венэктомии на левой ноге его выписали еще с неснятыми швами из ЛПУ-3 г. Челябинск. При осмотре выяснилось. что швы разошлись, стопа сейчас местами черного цвета. Однако на операцию и обследование его так и не везут…
У Магомеда Чагаева — подопечного московской правозащитницы Ольги Чмуровой, по его словам, все в порядке. Однако он просит узнать, что с его Приговором, жалобу на который рассматривали в ЕСПЧ.
В целом ситуация для этой Тюрьмы вполне рядовая. Бывает и хуже.
Напоследок хотелось бы сказать про питание в Тюрьме. Оно вполне сносное. Нами была запрошена меню-раскладка, все совпадало с тем, что мы увидели фактически. Это щи, макароны по-флотски и макароны с гуляшом для диеты, а так же салат из свеклы, и компот. Мясо — говядина — хорошего (визуально) качества. Данный рацион даже намного лучше, чем в некоторых других пенитенциарных учреждениях Челябинской области. Не знаем, ежедневно ли так, но нам это понравилось.
Оксана Труфанова,
член ОНК Челябинской области