КС ограничил полномочия прокуроров при проведении проверок НКО

0
696

17 февраля 2015 года Конституционный суд РФ своим постановлением признал несоответствующими Конституции положения закона «О прокуратуре РФ», которые позволяют прокурорам при проверке НКО произвольно назначать сроки исполнения своих требований. Кроме того, КС дал оценку действующего порядка «немотивированных» проверок некоммерческих организаций.

Как сообщает пресс-служба КС, поводом для проверки конституционности отдельных положений закона «О прокуратуре РФ» стали жалобы правозащитных общественных организаций – центра и международного сообщества «Мемориал», «Гражданского содействия» и Межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «АГОРА», Забайкальского правозащитного центра, общественного фонда «Международный стандарт», а также гражданки Светланы Ганнушкиной.

Согласно заявлениям, в течение 2012–2014 гг. органы прокуратуры, полиции, налоговых служб и Минюста РФ проверили ряд некоммерческих организаций. Для изучения запрашивались уставная и финансовая документация, а также иные сведения о деятельности НКО. В некоторых случаях прокурорские проверки проводились спустя несколько месяцев после проверок Минюста, а также имели место повторные проверки одних и тех же организаций.

Заявители считали, что оспариваемые нормы на практике позволяют назначать прокурорские проверки без четкой мотивации и проводить их при отсутствии конкретного регламента. По их мнению, закон не ограничивает ни длительность, ни частоту инспекций. Прокуратура вправе запросить у НКО информацию в любом объеме и в произвольно определяемый ими срок. Все это препятствуют нормальной работе НКО и может привести к его привлечению к административной ответственности (что и произошло в случае с Ганнушкиной). Кроме того, практика свободного привлечения различных ведомств к участию в прокурорских проверках позволяет обходить установленные для них ограничения по числу инспекций НКО.

Конституционный суд, рассмотрев дело, указал, что права, предоставляемые прокурорам оспариваемыми нормами, сами по себе не противоречат Конституции. В то же время, по мнению КС, недопустимы злоупотребления данными полномочиями или действия в ущерб законным интересам граждан и организаций.

КС указал, что проведение прокурорских проверок НКО должно быть мотивированным, НКО необходимо уведомить о проверке, а впоследствии – о ее результатах (наличии или отсутствии фактов нарушения закона). Проверяющие не вправе требовать у НКО документы, которыми та не обязана обладать, а также общедоступную информацию или сведения, уже находящиеся в распоряжении госорганов. Проверка не может проводиться повторно по одним и тем же мотивам (если речь не идет об устранении ранее выявленных нарушений). Представители других контролирующих органов вправе привлекаться к проверке лишь в целях осуществления ими вспомогательных (экспертно-аналитических) функций. Решения и действия представителей прокуратуры могут быть обжалованы в судебном порядке.

Также суд отметил, что спорные положения закона о прокуратуре действительно не устанавливают четких временных рамок и позволяют проверяющим самостоятельно определять сроки исполнения своих требований. Это ставит перед НКО объективно невыполнимые задачи, которые в отсутствие специально установленных законом критериев не могут быть проверены по существу в суде. В этой части положения закона «О прокуратуре РФ», постановил КС, не соответствуют Конституции. Впредь до внесения изменения в законодательство проверяющие должны ориентироваться на соответствующие положения закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Дела заявителей, по постановлению КС, подлежат пересмотру.

Источник: pravo.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here