Представители некоммерческих организаций Российской Федерации де-юре имеют право встречаться с осужденными лицами в колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы для оказания им юридической помощи и защиты их прав.
Российское законодательство никаких ограничений по данному факту не содержит. Уголовно-исполнительный кодекс РФ и Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений закрепляют право осужденных на получение юридической помощи и встречи с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи.
Адвокат для встречи с осужденным предоставляет свое служебной удостоверение, ордер и выписывает требование для свидания с осужденным. По иным лицам российское законодательство не конкретизирует, какие именно документы должны предоставляться для свидания с осужденными, но, изучив комплекс законодательных норм различной отраслевой принадлежности, можно понять, что применительно к некоммерческим организациям такими документами являются Устав организации, устанавливающий ее цели, задачи и виды деятельности, и документ, удостоверяющий относимость лица к данной организации (член, участник, сотрудник и др.).
Де-факто правозащитники не могут в полной мере воспользоваться своим правом на встречи с заключенными, т.к. администрация исправительных учреждений не всегда разрешает свидание с осужденными и, таким образом, препятствует представителям некоммерческих организаций в Уставной деятельности организации по оказанию юридической помощи осужденным.

Администрация исправительных учреждений требует от правозащитников представить различные документы, не предусмотренные законодательством: лицензии на занятие юридической практикой, дипломы с подтверждением наличия высшего юридического образования и т.д.
В связи с такими не допусками имеет место нарушение прав лиц, отбывающих наказание, на правовую защиту всеми не запрещёнными законом способами, гарантированное как Конституцией РФ, нормами Уголовно – исполнительного кодекса, так и Конвенцией о правах человека. Правозащитники в судебных инстанциях ищут истину и находят ее. Только в Свердловской области представители некоммерческих организаций имеют десятки выигранных дел в отношении администраций исправительных учреждений, а по двум судебным решениям тюремный главк Свердловской области под руководством генерала Худорожкова признавался как ПРОТИВОПРАВНО бездействующий орган.
В России же, судебная практика по данной проблеме не единообразна. Причем в разных регионах решения судов первой инстанции по одним и тем же основаниям могут быть как подтверждены определениями апелляционной инстанции, так и отменены.

В связи с этим Некоммерческое партнерство «ПРАВОВАЯ ОСНОВА» и «Межрегиональный центр прав человека» обратились к независимому эксперту, аккредитованному Министерством юстиции Российской Федерации на проведение антикоррупционных экспертиз нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов, Бирюковой Ирине Анатольевне по вопросу проведения антикоррупционной экспертизы отдельных положений Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации, в частности, части 4 статьи 89 УИК, регламентирующей предоставление свиданий с осужденными для оказания им юридической помощи.
Ирина Бирюкова, изучив проблему, подготовила Заключение, которое было направлено в Государственную Думу РФ, в Совет Федерации РФ, в Общественную Палату РФ, Уполномоченному по правам человека РФ, Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и правозащитные организации Российской Федерации, с просьбой рассмотреть возможность вынести на обсуждение данный вопрос с целью внесения изменений в спорную норму уголовно – процессуального кодекса.
Директор НП «ПРАВОВАЯ ОСНОВА» Алексей Соколов в начале марта 2015 года осуществил выезд в Москву, где провел переговоры с представителями Аппарата Уполномоченного по правам человека РФ, Минюста РФ, с членами президентского совета по правам человека, с представителями правозащитных организаций г. Москвы, которые согласились с тем, что проблема не допуска к лицам, отбывающим наказание, иных лиц, не обладающих статусом адвоката, стоит достаточно остро и обязательно нужно поднять данный вопрос на законодательном уровне, а также внести предложение во ФСИН России для выработки единого применения нормы закона в подведомственных учреждениях уголовно-исправительной системы Российской Федерации.
Представители некоммерческих организаций надеются, что их инициатива будет услышана и законодатель внесет изменения в существующую норму для устранения противоречий, а исполнительный орган приведет существующую практику в соответствие с нормами внутреннего и международного законодательства.
Правозащитники Урала
Алексей! Такое предложение.
Не хотели бы вы со своими коллегами опубликовать брошюрку с практикой судебных процессов, которые провели свердловчане с комментариями ваших юристов? Собрать все в одно место, чтобы другие могли пользоваться ею на своих процессах. И дополнять ее по мере накопления практики?
Спасибо, Татьяна.
Мы уже думаем над этим вопросом. Планируем сделать анализ и выборку самых важных моментов. Брошюра будет изготовлена, дайте время)))