Защита прав заключенных в центральных регионах России и протестная акция в Белгородской колонии

0
1466

18 и 19 марта 2015 г. эксперт Фонда «В защиту прав заключенных» Лариса Захарова посетила заключенных, находящихся в тюрьме г. Елец Липецкой области. Каждому нужна здесь адресная и конкретная помощь по юридическим вопросам.

Одному из осужденных, человеку бывалому в тюрьме, предъявили обвинение по другому уголовному делу, а права не разъяснили, так как получился двойной процессуальный статус. Если он как обвиняемый, то права по условиям содержания одни, если он как осужденный, то – другие. И в том и в другом случае порядок и условия получения посылок, бандеролей и передач, порядок пользования и приобретения продуктов в магазине учреждения, свиданий и телефонных переговоров – разный.

Кроме того, необходимо было подать ходатайство о зачете времени содержания в местах принудительного содержания до прибытия в тюрьму, так как срок нахождения на тюремном режиме здесь начинает течь с момента прибытия в тюрьму, а не с момента вступления в законную силу постановления суда о переводе на тюремный режим.

Получается, что осужденные находятся в наиболее строгих условиях больше положенного времени. Может это и нормально c точки зрения перевоспитания заключенного, но несправедливо с точки зрения закона.

20 марта 2015 г. Лариса Захарова прибыла в г. Белгород, чтобы посетить осужденных в ИК-5, которые уже четвертый день находились на голодовке.

IMAG7280_1

В этом исправительном учреждении уже второй год происходят репрессивные мероприятия, ранее жалоб в таком количестве от осужденных не поступало, были единичные случаи, но в целом прошлое руководство вопросы каким-то образом регулировало. С конца 2013 г. ситуация резко поменялась, заключенные стали подавать массовые жалобы на избиения, условия содержания и не оказание медицинской помощи.

В начале марта нынешнего года к нам поступила информации об избиения пьяными сотрудниками заключенных.

Как сообщали родственники осужденных, пожелавшие остаться неизвестными сообщили, что «28 марта 2015 временно исполняющий обязанности начальника ИК-5 Ляшенко Н.А. и временно исполняющий обязанности начальник оперчасти Пономарёв М.В., а также ещё 15 сотрудников ИК-5, около часа ночи в нетрезвом состоянии прибыли в помещение ЕПКТ, где начали избивать осужденных, выкручивать им руки, душить их, угрожая им репрессиями. После чего осужденные почти все камер порезали себе руки, а это около 25 человек! Так проходило повышение по служебной лестнице Пономарёва М.В.»

В середине марта к нам поступила срочная информация, что с вечера 16 марта 2015 г. заключенные, находящиеся в ЕПКТ, ПКТ и ШИЗО находились на голодовке, требуя прокурора. Осужденные на грани отчаяния от безразличия и беспредела администрации ИК-5.

С утра 20 марта 2015 г. юрист эксперт Фонда «В защиту прав заключенных» Лариса Захарова и юрист-эксперт Межрегионального центра прав человека, являющаяся одновременно членом ОНК Белгородской области, Ольга Саратова находились у колонии, ожидая рассмотрения своих заявлений на встречу с осужденными для оказания им юридической помощи.

IMG-20150325-WA0005 (1)IMG-20150325-WA0006 (1)

В исправительное учреждение также прибыл руководство областной прокуратуры и тюремного ведомства: начальник УФСИН России по Белгородской области Игорь Видашев, его заместитель Михаил Полуэктов, помощник начальника Управления по соблюдению прав человека Владимир Шульгин, помощник прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении наказаний Копылов, Валуйский прокурор по надзору за исполнением законодательства в исправительных учреждениях Лысов.

IMG-20150325-WA0003

После обеда из колонии вышли председатель ОНК Александр Гуров и помощник Уполномоченного по правам человека Александр Шелякин — сказали, что с осужденными проведена беседа, нарушений не выявлено.

Председатель ОНК вышел из исправительного учреждения один, второго члена ОНК не было, получается, что Александр Гуров ходил в колонию как член ОНК незаконно? А другого члена ОНК Ольгу Саратову брать с собой в места принудительного содержания не хотят. Ольга не может попасть в колонии с сентября 2014 г.

Чувствовалось, что в свою «вотчину» председатель ОНК «пришельцев» пускать никак не хочет, потому что, видимо, не придется ходить одному и писать нужные для отчетности заключения.

Пока правозащитницы ждали, им удалось пообщаться с освободившимися осужденными, кто-то освободился ранее, кто-то в этот день. Но все рассказывали о нарушениях в колонии, подтвердив и информацию об избиениях и информацию о голодовке.

Говорили, что в ИК-5 не лечат заключенных, забирают вещи, не разрешают заниматься спортом, гулять по улице, нет лекарств и плохие условия содержания, плохо кормят.

Местная ОНК бездействует, с ней никто никогда не встречался. ЕПКТ ИК-5 замуровано, на окнах «реснички», какой там доступ света и воздуха, остается только догадываться. Говорят, в ШИЗО практически рушатся стены и потолки, заключенных стали бить.

IMAG7282

Все это началось с приходом в колонию нового руководителя, Владимира Волшаника, выходца саратовской «управы», тогда перестали пускать к осужденным для оказания юридической помощи эксперта Фонда «В защиту прав заключенных» Ларису Захарову, а осужденного, который начал защищать права заключенных, «кинули» в подвал, пристегнули наручниками, избивали периодически, чем довели до инфаркта, а потом отправили в далекий Абакан.

Спустя еще некоторое время из колонии вышли представители региональных ведомств. Лариса Захарова и Ольга Саратова попросили прояснить ситуацию в колонии.

Представитель прокуратуры объективно пояснил, что нарушения в колонии есть, все без исключения осужденные, из голодающих были приняты, от них были приняты жалобы, осужденный Н. будет направлен для прохождения медицинского обследования в учреждения гражданского здравоохранения.

Тут же помощник прокурора области дал распоряжение Валуйскому спецпрокурору принять информацию о нахождениях на окнах ЕПКТ металлических жалюзей и проверить законность или незаконность их установки.

После чего с правозащитниками стал беседовать начальник УФСИН, беседа продолжалась около двух часов, удалось обсудить многие вопросы, от условий содержания до оказания юридической помощи. Возможно руководитель регионального ведомства после беседы на многие вещи будет смотреть по-другому, возможно – нет, но диалог состоялся. Каков его результат, покажет время. Но одно предположение Игорь Видашев озвучил после беседы так – «Я думаю, что вы будете ходить в колонию к осужденным». При этом врио начальника ИК-5 Николаю Ляшенко Игорь Видашев дал распоряжение – рассмотреть заявления экспертов правозащитных организаций, разрешить свидание либо дать мотивированный ответ о причинах отказа.

Николай Ляшенко молча принял указание своего непосредственного начальника, а после его отъезда быстро исчез.

Что это, ловкий ход руководства УФСИН или игнорирование приказов руководителя?

Данный факт не допуска правозащитников к осужденным для оказания им правовой помощи будет предметом их нового обращения в суд.

После окончания дня голодовка заключенных была прекращена.

Правозащитники Урала

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here