28 марта 2015 года члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Свердловской области Александр Аникин, Антон Кудряков и Василий Рыбаков осуществили проверку условий содержания граждан в Отделе полиции МВД России по городу Полевской.
При проверке использовалась методика проверки дежурных частей отделов полиции и помещений для задержанных. С методикой можно ознакомиться здесь и здесь.
Пояснения членам ОНК давал заместитель начальника ОМВД России по Полевскому Александр Юлин.
В дежурная часть отдела полиции Полевского находится в довольно старом здании, по этой причине часть требований Приказа МВД № 389 здесь не могут быть выполнены без перепланировки и капитального ремонта.
Так, существуют три комнаты, которые используются и как комнаты для заявителей, и как помещение для установления обстоятельств факта доставления и задержания граждан, то общественные наблюдатели их, при комментировании Александра Юлина, определили, как комнату разбора. Все три одинаково оборудованы столами, стульями.
В отделе полиции оборудованы три помещения для задержанных. Отмечено, что двери ПДЗ соответствуют требованиям, предъявляемым к подобным помещениям, есть принудительная вентиляция (на взгляд наблюдателей, они не достаточно обеспечивает вентилирование помещений, но это субъективное мнение наблюдателей).
Имеются информационные стенды, их несколько, размещены в разных частях помещения.
Что нашло отражение в Журнале посещения отдела полиции членами ОНК:
1) В помещении для разбора стол, стулья не прикреплены к полу, нет кнопки тревожного вызова.
2) На информационных стендах отсутствуют выписки из: Конституции РФ, КоАП РФ, УК РФ, УПК РФ, ФЗ «О полиции»,ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». Рекомендовано разместить телефон дежурного прокурора Свердловской области.
3) Документация:
— Журнал вызова скорой помощи имется, последняя запись от января 2015 года, хотя, со слов содержащихся граждан, им она сотрудниками вызывалась. Среднее количество записей в данном журнале до января 2015 года — 1 запись в квартал.
— нет ведомости выдачи сухих пайков (наличие сухих пайков проверено — имеются, в сроке),
— отсутствует ведомость выдачи пастельных принадлежностей,
— нет журнала дезинфекции помещений для задержанных.
4) Постельные принадлежности, закрепленные за дежурной частью и выдаваемые задержанным, предоставлены не были.
5) Площадь ПДЗ менее 4 кв.м. (данные получены в результате проведенных измерений):
— камера № 1 S=3,5 кв.м.
— камера № 2 S=3,5 кв.м.
— камера № 3 S=2,4 кв.м.
6) В помещениях ПДЗ на стенах имеются посторонние записи, помещениям требуется косметический ремонт. Санитарное состояние неудовлетворительное. Дезинфекция не производится.
7) Скамьи в ПДЗ узкие, с боку не обшиты досками. В ПДЗ №1,2 имеются не предусмотренные Приказом МВД № 389 спальные полки второго яруса.
8) Медицинской кушетки нет, медицинская аптечка автомобильная, не соответстует требованиям Приказа МВД № 389.
9) Одноразовая посуда отсутствует.
10) Проведены беседы с двумя гражданами, содержащимися в ПДЗ. Жалоб на действия сотрудников полиции не поступило.
Стоит отметить, что один из задержанных, поступивших в ПДЗ накануне около 20-00 по состоянию на 12-00 питание и постельные принадлежности не получал. Выясняя организацию питания в ПДЗ, выявлено, что для питания задержанных граждан используется пища, поставляемая в ИВС, однако, заявка формируется накануне, около 18-00, что не позволяет своевременно кормить задержанных.
Наблюдатели отметили, что это первый отдел полиции, где нам довелось увидеть в вопросе питания реализацию имеющихся нормативных требований:
Согласно пункта 4 «Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 N 627, для лиц, задержанных за административные правонарушения сроком более 3-х часов, должна применяться та же норма питания, что и для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в СИЗО, ИВС.
Эта норма питания утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205.
В случае если предоставление горячей пищи невозможно, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по рационам, утвержденным приказом МВД России от 19.10.2012 N 966 (Приложение №4 к приказу). Этот рацион — «сухой паек», который мы обычно видим и проверяем в дежурных частях.
Возникает: что значит «предоставление горячей пищи невозможно»? В ИВС предоставляют горячую пищу, почему же рядом в дежурной части ее предоставление невозможно? Пример с ОМВД России по г. Полевскому показывает, что горячее питание можно организовать централизованно и для ИВС, и для дежурной части.
Однако, недопустимо, как и в ИВС, нарушение требования о предоставлении питания лицам, которые содержатся более 3 часов. Получается, что горячее питание для задержанных, которое не успели заказать, должны заменять «сухим пайком». В ОМВД России по городу Полевскому это пока не сделано. Но обеспечивается горячее питание.
При получении ответа из ОМВД России по городу Полевской о проведенной работе по устранению недостатков будет принято решение о необходимости повторной проверки.
Александр Аникин,
член ОНК Свердловской области