Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, председатель «Комитета против пыток» Игорь Каляпин назвал идущим против интересов государственной политики и России в целом решение суда отказать в незаконности признания его некоммерческой организации «иностранным агентом».
«Я считаю, что это решение не столько против Комитета против пыток, это решение – против государственной политики Российской Федерации, в конечном итоге, против самой Российской Федерации, против ее имиджа и внутри страны и, безусловно, на международной арене. У нас борьба за права человека, борьба за законность, борьба против пыток объявлены попыткой изменить государственную политику. Я думаю, что это и приговор, и диагноз…», — заявил он журналистам вчера в зале суда, где в качестве наблюдателей присутствовали шесть членов Совета: Лев Амбиндер, Евгений Бобров, Елена Масюк, Мара Полякова, Владимир Ряховский и Илья Шаблинский.
Заявление межрегиональной общественной организации «Комитет против пыток» касалось представления прокурора Нижегородской области, в котором политической деятельностью, направленной на изменение государственной политики, называлось информирование общественности и представителей власти о фактах незаконного насилия в полиции и о неэффективном расследовании этих инцидентов органами Следственного комитета.
По убеждению Игоря Каляпина и многих членов СПЧ, квалификация борьбы с пытками и неэффективным расследованием фактов их применения в качестве политической деятельности является абсурдной, так как эта работа направлена не на изменение госполитики, а на ее реализацию и совершенствование.
Совет неоднократно, еще на стадии обсуждения и прохождения через чтения в Государственной Думе законопроекта об «иностранных агентах» выступал с резкой его критикой, в частности из-за отсутствия правовой определенности в понятии «политическая деятельность» — одного из двух решающих факторов, по которым та или иная некоммерческая организации может быть отнесена к «иностранным агентам».
Сейчас, правоприменительная практика раз за разом доказывает возможность легкой подмены понятий и отнесения к политической деятельности самого широкого спектра дел. В случае с «Комитетом против пыток» таковыми стали:
— заявление организации в Комитет против пыток ООН и доклад о пытках в России, подготовленный в сотрудничестве с фондом «Общественный вердикт» и обнародованный Французской ассоциацией АСАТ,
— подготовка и издание организацией брошюры «Создание спецподразделений СК РФ как способ решения проблемы неэффективного расследования пыток», «Правовой мониторинг апелляционного производства в порядке главы 45.1 УПК РФ: итоговые выводы» и «Правовой мониторинг судебной практики рассмотрения уголовных дел в апелляционной инстанции. Часть 2»,
— проведение пикетов, в ходе которых председателем организации Каляпиным И.А., одетым в майку с официальной символикой МРОО «Комитет против пыток», и другими участниками акции использовались плакаты с надписью: «Бездействие следственного комитета — причина пыток», а также высказывалась негативная оценка в отношении деятельности правоохранительных органов…
— участие организации в Гражданском форуме «ЕС-Россия»,
— включение Каляпина И.А. в состав межведомственной рабочей группы по выработке предложений, направленных на корректировку отдельных положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года,
— факт участия организации в Общественной наблюдательной комиссии Нижегородской области по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания (далее — ОНК) через своих представителей Хабибрахманова О.И. и Казакова Д.А.,
— работа председателя МРОО «Комитет против пыток» Каляпина И.А. в Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
Подробнее о представлении, которое вчера на заседании советского районного суда Нижнего Новгорода оспаривал «Комитет против пыток», можно узнать из официальной позиции организации, представленной на их сайте. В любом случае, оно служит подтверждением позиции Совета и выводов экспертного анализа, представленных недавно в докладе «Ресурсного правозащитного центра» о том, «политической деятельностью» может быть признана любая деятельность НКО — в докладе указаны 70 таких оснований, в том числе «проведение НКО мероприятий до вступления в силу закона «об иностранных агентах», «проведение информационно-просветительских и обучающих мероприятий» и «размещение в интернете мнения руководителя организации, информации о его выступлении на публичном мероприятии».
Источник: president-sovet.ru