6 апреля 2015 г. приехала в г. Соль-Илецк Оренбургской области для участия в судебном заседании в качестве представителя заявителя — Фонда «В защиту прав заключенных».
Напомню, что 23 декабря 2014г. начальник, знаменитого «Черного дельфина», ФКУ ИК-6, не пустил меня к двум осужденным, для оказания им юридической помощи, одного из которых по не понятным оперативным соображениям перевели из Елецкой «крытой» в исправительную колонию для пожизненно-осужденных, хотя по приговору суда он должен отбывать наказание в колонии строгого режима.
Второй из осужденных имеет проблемы со здоровьем, но надлежащую медицинскую помощь в условиях изоляции ему не оказывают на протяжении длительного времени, в связи с чем состояние его здоровья значительно ухудшается.
Представитель ИК-6 в судебное заседание предоставил отзыв, где было указано, что в день прибытия на вопрос начальника, в качестве кого я бы хотела встретиться с осужденными, я, якобы, ответила, что как член ОНК для оказания юридической помощи. И потом, через полмесяца с лишним мне был дан ответ, что так как Фонд «В защиту прав заключенных» не зарегистрировано на территории Оренбургской области, то и посещать я осужденных права не имею.
Также представитель колонии пояснил, что если бы я была представителем по доверенности или защитником по постановлению суда, мне было бы предоставлено.
Я уточнила, знает ли юристконсульт колонии о нормах, где указан перечень лиц, имеющих право на оказание юридической помощи осужденным, либо норм, где в качестве таких лиц могут быть только представители по доверенность или защитник? Таких норм представитель ИК-6 не знал.
Судья Светлана Николаевна Шереметьева подробно расспрашивала о нашей организации, о том, какое право организации было нарушено, где это право указано в Уставе, чем регулируются данные правоотношения, почему необходимо было именно встретиться, а не оказывать помощь путем переписки.
Судья объяснила свои подробные и обстоятельные вопросы тем, что с таким заявлением она сталкивается в-первые и ей необходимо понять суть вопроса в оспариваемых правоотношениях.
В итоге объяснений сторон судья вынесла определение о привлечении в качестве заинтересованных лиц осужденных, с которыми я хотела встретиться в тот день, мотивируя это тем, что вынесенное по делу решение может затронуть права и интересы осужденных.
С такой позицией суда в моей практике я столкнулась в-первые, но она заслуживала уважения.
Заседание будет продолжено 13 апреля 2015 г.
Примечательна история Соль-Илецкого суда, в 1942 г. сюда был эвакуирован Верховный суд РСФСР, который осуществлял здесь свою деятельность с января 1942 по февраль 1943 г.г.
Вечером того же дня посетила офис Оренбургского отделения «Комитета против пыток», где вместе с Тимуром Рахматулным обсудили дальнейшее сотрудничество, поделились опытом в области защиты прав человека, а также проблемы Общественных наблюдательных комиссий наших регионов, членами каждой из которых мы являлись.
7 апреля 2015 приняла участие в предварительном судебном заседании Дзержинского районного суда г. Оренбурга по заявлению Фонда об обжаловании действий администрации ИК-4.
И здесь судья Светлана Шиляева привлекла в качестве заинтересованных лиц осужденных, которым я не смогла оказать юридическую помощь 24 декабря 2014 г.
Следующее судебное заседание назначено на 14 апреля 2015 г.
Поезд сообщением «Оренбург-Екатеринбург» повез меня домой, к нашим заключенным, которых необходимо контролировать в постоянном режиме.
Данная поездка была организованна в рамках проекта «Общественная служба пенитенциарного контроля».
Лариса Захарова,
юрист Ассоциации «Правовая основа»,
эксперт Фонда «В защиту прав заключенных»