В последнее время из ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области стали поступать сигналы о грубом нарушении прав осужденных. В одном сообщении говорилось, что осужденному, у которого случился инсульт, не оказывают медицинскую помощь. По другой поступившей к нам информации к осужденному не пустили адвоката. Также было несколько сообщений о продолжающихся вымогательствах со стороны «актива» колонии из числа осужденных, которые негласно выполняют незаконные приказы администрации колонии, а также наводят ужас на основную массу заключенных.
7 апреля 2016 года члены ОНК Свердловской области Светлана Малюгина, Сергей Кириллов и эксперт Фонда «В защиту прав заключенных» Алексей Соколов прибыли в ИК-46, которая расположена в г. Невьянске Свердловской области.
Общественные наблюдатели проверили условия содержания осужденных в помещениях ШИЗО/ПКТ, отрядов «карантин», ОСУОН, столовую и комнату длительных свиданий (КДС). Выборочно были проведены беседы с осужденными, которые высказали жалобы на не предоставление длительных свиданий или невозможность воспользоваться правом на длительное свидание, а также на фабрикацию дисциплинарных взысканий. Члены ОНК при обходе камер ШИЗО обнаружили осужденного, которого водворили в ШИЗО прямо с этапа, за то, что не поздоровался с сотрудником колонии.
Другой заключенный, находящийся в ШИЗО, заявил, что совместно с другим осужденным пытался совершить побег из колонии из-за того, что в учреждении продолжают действовать «активисты-осужденные», которые вымогают денежные средства, а при отказе платить — подвергают осужденных пыткам и издевательствам.
«Начальника колонии посадили, а «зондеркоманда» осталась», — заявил членам ОНК осужденный Ордин.
Со слов осужденного, они успели пройти два рубежа ограждений, расположенных по периметру колонии, но на третьем ограждении — заборе они отказались от своих намерений и вернулись в отряд. Как заявил осужденный, единственным способом избавиться от пыток и вымогательств было прыгнуть на «запретку» и тем самым привлечь внимание к этой проблеме.
По итогам посещения общественные наблюдатели составили Акт проверки, который будет направлен в прокуратуру, ГУФСИН и УПЧ Свердловской области.
ФКУ ИК-46 лихорадит на протяжении уже нескольких лет. В 2013 году была массовая акция протеста заключенных против пыток и вымогательств со стороны «осужденных-активистов», так называемых СДиП-овцев, которых администрация колонии наделила властными полномочиями. Данный факт признал лично генерал тюремной службы С. Худорожков, но выводов сделано не было и в июле 2015 года уже начальник колонии Илья Чикин, по материалам уголовного дела, нанес смертельные раны заключенному, который, по предварительным данным, отказался вступать в актив колонии, чтобы пытать осужденных.
В итоге в колонию пришло новое руководство во главе с Макарихиным, который уже успел проиграть членам ОНК в Верх-Исетском суде г. Екатеринбурга и Свердловском областном суде два дела по недопуску членов ОНК в колонию и воспрепятствовании в работе ОНК. По обоим решениям действия Сергея Макарихина были признаны незаконными.
В фашистских концлагерях заключенные прыгали на колючую проволоку, подключенную к электрическому току, в надежде избавится от пыток, голода и холода. Видимо, эти явления не ушли в прошлое, а свердловские лагеря по условиям содержания заключенных ничем не отличаются от фашистских концлагерей.
Правозащитники Урала
У нас тоже самое, вот что он говорит, как будто про нас рассказывал, только мой муж на 1 отряде, и мы не можем уже какой месяц добиться ДС, и постоянно высылаем то на костюм, то на обувь то еще на что нибудь!