СМИ региона сообщили о задержании 26 мая парня с плакатом у ТЦ «Пушкинский». Одиночный пикет он проводил в поддержку художника Петра Павленского, скандальный судебный процесс над которым проходит в Москве. У парня был зашит рот.
Поскольку журналисты и правозащитники (не только в Кургане) были обеспокоены законностью действий полиции, с проверкой обоснованности действий полиции (ОП-3) отдел посетили члены ОНК Курганской области Елена Петухова и Людмила Исакаева.
По документам ОП-3 в 19:55 парня взяли, в 21:55 отдали родителям. Основанием его доставления в отдел полиции указано «асоциальное поведение». Понятно, что подоплёка — политическая, поскольку асоциальность поведения с тем же успехом можно приписать всем, кто с пирсингом вышел на люди, а может даже за серьги в ушах? Ведь человек сам себе взял и проколол ухо и ходит с этим демонстративно. СМИ предпочли озвучить версию о психическом нездоровье парня, ссылаясь на сведения от полицейских служб. Кого из них привлекать к ответу за распространение конфиденциальных, или ложных сведений о здоровье человека без его согласия — должен решить, видимо, суд.
Тот факт, что парню нет 18 лет, конечно, повод для признания акции не соответствующей Российскому законодательству (митинги и собрания можно организовывать и 16-летним, а вот стоять в пикете — только с 18 лет, — ст.5 закона 54-ФЗ).
Однако, данные законодательные положения — вовсе не повод вмешиваться полиции, т.к. Европейский Суд многократно указывал России на незаконность вмешательства властей в нарушение Европейской Конвенции, поскольку такие публичные акции не несут угрозы ни общественному порядку, ни безопасности государства, а свобода собраний, митингов, пикетирований, как и свобода выражения, — основополагающие демократические свободы.
Габдулла Исакаев