30 июня 2016 г. состоялся дебют нового члена Межрегиональной общественной организации «Межрегиональный центр прав человека», юриста Марии Эйсмонт.
Мария в составе правозащитной группы из числа членов Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области Ларисы Захаровой и Светланы Мельниковой, а также эксперта Фонда «В защиту прав заключенных» Алексея Соколова и эксперта «Межрегиональный центр прав человека» Яны Фадеевой посетила две исправительные колонии, поднадзорные Нижнетагильскому прокурору по надзору за соблюдением законов в ИУ Владимиру Кузнецову.
В первой половине дня правозащитники посетили ФКУ ИК-5 в г. Нижний Тагил. Вопреки законодательству РФ администрация колонии отказала Марии Эйсмонт в предоставлении встречи с заключенными по надуманным основаниям — Мария не предоставила доверенность от правозащитной организации. Такое требование не основано на законе и действия администрации колонии будут обжалованы в судебном порядке. Эксперту МЦПЧ Яне Фадеевой свидание предоставили без проблем и она смогла провести юридическую консультацию нескольким осужденным.
В это время общественные наблюдатели Лариса Захарова и Светлана Мельникова провели обход осужденных, находящихся в ШИЗО/ПКТ и нескольких отрядов учреждения, включая отряды строгих условий отбывания наказания — 13С, 12Б, 13В, 14А, 14Б. Указанные отряды сформированы непонятным простому обывателю образом, однако, по мнению осужденных, являются воспитательными (13В), адаптационными (14А) либо наблюдательными (12Б). В этих отрядах часть осужденных ведут себя раскованно, а часть напряжена и глаза, как правило опущены вниз. В эти отряды помещают после карантина тех осужденных, которые находятся под особым контролем администрации, только отряд 14Б предназначен для осужденных с ограниченными возможностями.
Осужденный Сергей Гореванов находился в отряде СУОН. Пребывание его в отряде, а не в камере ШИЗО, является редкостью, так как он «дружит» с правозащитниками и связался не с теми людьми, о чем ему неоднократно, со слов Гореванова, говорил заместитель начальника Максим Нурмагамедов. В марте 2016 Гореванов писал заявление на имя начальника ИК-5 Юрия Лаптева, чтобы он оградил его от данного сотрудника, который оказывает на него, по мнению осужденного, психологическое давление, высказывая различные угрозы, однако до сих пор этот сотрудник напоминает Гореванову о своем существовании. С 23 по 27 июня Гореванова перевели в медицинскую часть учреждения, а таблетки выдавать ему перестали и на прогулку не водили, от чего у него ухудшилось самочувствие и стала неметь левая половина тела. Только после того, как осужденный написал заявление на имя начальника МСЧ ему выдали положенные к ежедневному неоднократному приему по состоянию здоровья медикаменты.
В течении всего времени посещения ДПНК Андрей Зиновьев вел себя с членами ОНК некорректно, на устные запросы, в том числе по численности осужденных в ШИЗО/ПКТ, отвечать отказывался. Все замечания были отражены в Акте проверки и журнале посещений, а также поданы жалобы в ГУФСИН и надзирающему прокурору.

Во второй половине дня правозащитники посетили новолялинскую ИК-54. В этой колонии администрация учреждения не препятствовала в деятельности правозащитников и эксперты МЦПЧ Яна Фадеева и Мария Эйсмонт в полной мере смогли оказать юридическую помощь осужденным, трое из которых от помощи правозащитников отказались, что является тревожным фактором, так как ранее эти осужденные писали, что отказаться могут только в следствии оказания на них какого-либо давления.
Одновременно с этим члены ОНК обошли камеры ШИЗО/ПКТ, ОСУОН, карантин и отряды, побеседовали с осужденными, от некоторых приняли новые обращения. В учреждении наблюдается тенденция, связанная с репрессивными методами к тем осужденным, кто писал заявления в ОНК (как правило, в этих помещениях находятся именно такие лица), однако лучше находиться в камерах, чем подвергаться пыткам и издевательствам за такие нарушения, как — улыбался, смотрел в сторону церкви, вышел на проверку с шоколадкой в кармане или не выполнил команду три-четыре.
Во всяком случае, теперь на лицах многих заключенных появились признаки жизни, эмоций и обычного людского состояния, чего ранее с 2014 по апрель 2016 года не наблюдалось, они были просто как мумии с потухшими глазами.
Осужденные в отрядах сообщили, что никто из представителей следственного комитета к ним так и не приезжал, хотя прошел уже почти месяц. Приходил помощник нижнетагильского прокурора по надзору, но обратившимся к нему осужденным он сказал, что ничем им помочь не может, после чего многие осужденные перестали ему доверять и на личный прием не пошли.
Общественные наблюдатели намерены и далее проверять всех, кто к ним обратился.
Свое мнение о посещении общественные наблюдатели отразили в Акте проверки, который направлен в надзирающие органы.
Правозащитники Урала