Общественные наблюдатели объехали проблемные колонии

0
1771

С 4 по 6 июля 2016 года общественные наблюдатели Свердловской области Алексей Осадчий, Лариса Захарова и эксперт  Межрегиональной общественной организации «Межрегиональный центр прав человека» Яна Фадеева посетили ряд колоний, которые среди правозащитников считаются неблагополучными.

Объезд начали с ФКУ ИК-47 г. Каменск-Уральский. В колонии, со слов бывших осужденных, до сих пор продолжают действовать незаконные формирования из числа заключенных, наделенных администрацией властными полномочиями. Именно эти осужденные пытают, избивают и насилуют заключенных, держа таким образом основную массу осужденных в страхе. Общественные наблюдатели обошли помещения ШИЗО/ПКТ, жилые отряды №№ 1, 7, 12, 13, 15 и отряд строгих условий содержания, а также комнату отпускников.

Жалоб ни от кого не поступило, что было не удивительно. Заключенные в этом учреждении предпочитают молчать, т.к. за общение с ОНК  они подвергают свою жизнь опасности.

В ИК-47 члены ОНК прибыли по одной причине — проверить информацию про суицидальную смертность в колонии. Общественные наблюдатели попросили предоставить им для ознакомления журнал регистрации происшествий и преступлений, но в этой просьбе им было отказано. Заместитель начальника ФКУ ИК-47 Дмитрий Батраков отказался предоставить данный журнал, в связи с чем смертность в ИК-47 остается под завесой «колонийских» историй. Или преступлений?

Данный факт члены ОНК отразили в Акте проверки.

ИК-47

5 июля общественные наблюдатели уже были в ЛИУ-58, которая расположена в труднодоступном месте в Ивдельском районе в п. Надымовка. Как мы уже ранее писали, данное лечебное учреждение лучше закрыть, чем продолжать грубо нарушать права человека, но вопрос с закрытием остается открытым.

ЛИУ-58

Учреждение рассчитано на 320 заключенных по лимиту наполнения, еще имеет «вакантные» места. В январе этого года в лечебном учреждении содержалось около 170 заключенных. Весной 2016 года, после заявления правозащитников о закрытии данного учреждения, в ЛИУ-58 неожиданно пошли этапы, которые увеличили численность содержащихся в нем лиц почти на 100 человек. Сейчас выясняется, что многие были направлены, по всей вероятности, сюда безосновательно.

Например, осужденный П. в ЛИУ-51 в декабре 2015 был переосвидетельствован и группа инвалидности была снята, 1 ГДУ изменили на 3 ГДУ и направили обратно в ИК-3 откуда он прибыл, как выздоравливающего, а через три месяца заключенного вновь вывозят на лечение в ЛИУ-58. И это не единичный случай.

Вообще статус данного ЛИУ не соответствует своему назначению по многим параметрам. Здесь нет врачей, кроме одного терапевта — фтизиатра, который заменяет всех специалистов. Здесь не берут кровь на анализ у ВИЧ-инфицированных, у некоторых кончается АРВ-терапия.

Заключенные, с кем беседовали наблюдатели, сообщали об отсутствии лечения, медикаментов, надлежащих условий.

В камерах ШИЗО и ПКТ нет туалетов и умывальников, осенью течет крыша, а больных заключенных заставляют стоять по долгу на улице, приседать за малейшие нарушения до 300 раз, от чего у некоторых отказывали почки.  По нашей информации, в марте этого года один заключенный от этого умер.

Правозащитники продолжают настаивать на закрытии проблемного ЛИУ, о чем неоднократно писали жалобы, по которым надзирающая прокуратура выносила представления. Обращались в Управление МСО ФСИН России в г. Москва лично к его руководителю, однако ничего не меняется. 

По итогам общественной инспекции был составлен Акт проверки, который направлен в надзирающие органы.

ЛИУ-58

Эксперту «Межрегионального центра прав человека» Яне Фадеевой начальник ЛИУ-58 Д. Федосеев отказал в предоставлении встречи с тремя осужденными, которым она должна была оказать правовую помощь. Свой отказ Дмитрий Федосеев мотивировал отсутствием документов, подтверждающих ее высшее юридическое образование. Данный отказ является незаконным, что также будет предметом судебного разбирательства.

Трасса

После посещения ЛИУ-58, проехав по длинной неровной грунтовой дороги вдоль газотрассы «Уренгой-Помары-Ужгород», правозащитники прибыли в Ивдель.

Эксперт МЦПЧ Яна Фадеева в ИК-55 встретилась с осужденным Иваном С., которому оказала юридическую помощь. Данный заключенный является свидетелем убийства осужденного в ИК-2 и его в мае 2016 года перевели из СИЗО-1 г. Екатеринбурга. Со слов осужденного, его избили при прибытии в колонию, но на данный момент физического давления на него не оказывают, но имеет место быть психологическое давление.

ИК-62

Члены ОНК  Лариса Захарова и Алексей Осадчий тем временем посетили ИК-62 в г. Ивдель-4, где проверили осужденных, содержащихся в камерах  ШИЗО/ПКТ, рассказавших об избиениях сотрудниками колонии, об оказании психологического давления с целью принудить к выплатам по исполнительным листам даже тех осужденных, которые не обеспечены работой в связи с водворением в ШИЗО или переводом в ПКТ. Также посетили бригаду 92, известную как «второй» карантин, где осужденные привлечены к ежедневным работам по благоустройству территории без оплаты труда.

Выявленные проблемы члены ОНК отразили в Акте проверки, который также направлен в надзирающие органы.

Вообще эту колонию правозащитники посещать стали реже из-за того, что основное время уходит на проверки ФКУ ИК-63.

ИК-63

В этот раз общественные наблюдатели успели проверить ИК-63 уже перед самым отбоем. В ЕПКТ , которое расположено на территории ИК-63 привезли одного из заявителей по фактам пыток и издевательств в ИК-54, осужденного Б., который, как оказалось, находится на голодовке со 2 июля 2016 г. из-за того, что по приезду у него забрали все вещи. По этой причине, заключенный, после бани не имеет возможности переодеться, а сотрудники говорят, стирай, а пока вещи сохнут, ходи голым.

Кроме этого в камеру, где содержится заключенный Б., заглядывают через глазок осужденные, отбывающие наказание на особом режиме, что противоречит нормам УИК РФ.

Также здесь содержится осужденный Маглакелидзе., которого уже в шестой раз привозят в ЕПКТ, периодически бьют и оказывают на него систематическое давление. Варлам Маглакелидзе всегда открыто заявляет, что к осужденным строгого режима, содержащимся в ЕПКТ, имеют доступ осужденные особого режима.

Некоторые сотрудники ИК-63 ведут себя вызывающе, грубят и препятствуют деятельности общественных наблюдателей.

Все факты нарушений были отражены в Акте проверки и общественными наблюдателями будут сделаны соответствующие запросы, поданы заявления и обращения в компетентные органы.

На следующий день, 6 июля 2016 года, общественники посетили новолялинскую ИК-54. На момент приезда в колонию над штабом учреждения отсутствовал государственный флаг Российской Федерации, что противоречит Федеральному закону «О государственном флаге РФ».  В связи с чем убрали флаг, членам ОНК выяснить не удалось.

ИК-54

Администрация учреждения заставила членов ОНК полтора часа ожидать возле КПП учреждения, и только после звонков в тюремный главк Свердловской области, общественные наблюдатели смогли попасть на территорию колонии.

Эксперт Яна Фадеева не смогла попасть к четырем заключенным, которые особо нуждались в получении юридической помощи. Причина — отсутствие начальника, уехал в Главк, а вместо себя официально никого не назначил, а его зам Дмитрий Гапанович не имеет таких полномочий.

Лариса Захарова и Алексей Осадчий посетили 20 человек, которые содержатся в камерах ШИЗО. Количество штрафников в колонии резко увеличилось.

Один заключенный рассказал членам ОНК, как его пытали током в СИЗО-7 г. Челябинска в июле 2015 г., где сотрудники ФСБ добивались от него подписать нужные им показания против его односельчанина в Ингушетии. Ислама Х. привязывали к отсекательной решетке, на голову клали мокрую тряпку и подключали провода, делали какие-то инъекции, от которых у него мутился разум.

После этого в январе 2016 этого заключенного привезли в нижнетагильскую ИК-5, куда приезжали те же сотрудники ФСБ, требуя подписать показания. Как рассказал Ислам, сотрудники ИК-5 его периодически избивали и угрожали отправкой в ИК-54, где его опустят, сломают, изнасилуют. Со слов осужденного, угрозы поступали лично от заместителя начальника ИК-5 Максима Нурмагамедова.

Со  слов осужденного, его действительно 11 мая 2016 привезли в новолялинскую колонию, поместили в камеру ПФРСИ, куда зашли люди в камуфляжной военной форме в масках и избили, а после увели в кабинет на 2 этаже, где его ждали сотрудники ИК-54 Рафик Зиннатуллин и Кислицин, которые стали ему угрожать изнасилованием. Поняв, что этого молодой человек уже не выдержит, он все-таки поставил подпись под теми показаниями, датированными 25 июля 2015 г.

Ислам Х., просил членов ОНК помочь направить по этим фактам жалобы, что наблюдатели конечно-же сделают.

Общественные наблюдатели обошли каждый отряд и провели правовое просвещение осужденных, настоятельно рекомендовали им быть предельно законопослушными и соблюдать ПВР ИУ. Не допускать провокаций и не поддаваться на них.

Дополнительно, члены ОНК проверили «осужденных-активистов», находящихся в БМ. Они чувствовали себя вполне вольготно, находились в камере ПФРСИ в шортах и майках гражданского образца.

Во время бесед с заключенными наблюдатели узнали, что приходил прокурор и раздавал осужденным на подпись какие-то бланки с текстом про заявления в ОНК. Заключенные не могли воспроизвести текст, под которым многие поставили свои подписи. Однако заключенные от своих заявлений отказываться не намерены и готовы и дальше добиваться привлечения виновных к уголовной ответственности.

Все выявленные нарушения были отражены в Акте проверки.

Общественный контроль в Свердловской области продолжается.

Правозащитники Урала

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here