В субботу, 3 сентября 2016 года члены ОНК Свердловской области Дмитрий Калинин и Лариса Захарова посвятили общественному контролю и правам заключенных в ФКУ ИК-46 г.Невьянск, куда приехали ранним утром.
Первым делом посетили помещение для родственников заключенных, в котором принимают продуктовые передачи, а также заявление на свидание. Не смотря на обещания прежнего руководства колонии и ГУФСИН России по Свердловской области построить туалетную комнату в помещении для приезжих, данная проблема все еще не решена и граждане, буквально ищут углы в соседних гаражах, чтобы справить свои естественные потребности. Форменное издевательство над людьми.
Общественную проверку в колонии члены ОНК начали с обхода помещений отряда «карантин» и отряда №8, где заключенные, неохотно, но все-таки пообщались с членами ОНК. Все высказанные жалобы будут донесены до руководства тюремного главка, т.к. на уровне учреждения проблемы не решаются, а лица, кто высказывает жалобы, попадают в ШИЗО/ПКТ.
Следующим помещением, которое посетили наблюдатели, были камеры ШИЗО/ПКТ, в которых содержались 39 нарушителей режима содержания. Большинство нарушителей были помещены в камеры за незначительные нарушения: не застегнутая пуговка, не представился, сон в неположенное время и т.д.
В камерах как было слабое освещение, так и осталось, не смотря на указание заместителя начальника ГУФСИН России по Свердловской области Олега Давиденко устранить проблему и повысить мощность электролампочек, которое он дал начальнику учреждения при членах ОНК еще в январе 2016 года.
Изучив журнал посещений ОНК, наблюдатели увидели, что об этой проблеме писали и члены ОНК прошлого созыва, но воз и ныне там. Заключенным продолжают портить зрение, нанося непоправимый вред их здоровью.
Некоторые осужденные заявили о противоправных действиях со стороны сотрудников колонии. Избиения, угрозы и унижения, продолжают существовать в этом учреждении?
Один из осужденных, являющийся свидетелем издевательств над убитым в прошлом году заключенным, заявил общественным наблюдателям, что систематически подвергается избиениям со стороны сотрудников колонии. Другого, который не согласен с режимом содержания в этой колонии с 2011 г., не выводят на прогулку уже почти три месяца, не выдают ему книг, в которых он очень нуждается. Сотрудники это объясняют тем, что осужденный отказывается выполнять требования ПВР ИУ, видимо, поэтому к нему так относятся.
Представители администрации препятствовали членам ОНК в проведении фото-видео интервьюирования по письменному согласию заключенных, а ответственный по колонии, сопровождавший наблюдателей во время проверки, никаких действий по реализации прав членов ОНК и прав осужденных не предпринимал.
Во время проведения бесед с осужденными члены ОНК получили информацию, что в ЕПКТ при ИК-63 (считается пыточной колонией-прим.) осужденные подвергаются моральному и физическому давлению со стороны «осужденных-активистов» с первого дня прибытия в ЕПКТ.
Со слов некоторых заключенных, в мае этого года в ИК-63 случился серьезный инцидент, после которого четверо осужденных трое суток провели на полу в помещение отряда ОСУОН и их периодически «активисты», осужденные особого режима, избивали и обливали холодной водой в бане.
В 2015 году Свердловский областной суд отменил решение Ивдельского городского суда о закрытии проблемного ЕПКТ, указав, что факт того, что доступ осужденных особого режима к осужденным строгого режима, да, имеется, но эти «особисты», типа, выполняют функции работников по хозяйственному обслуживанию в помещениях ЕПКТ и делают это, якобы, под присмотром сотрудников, что исключает конфликтные ситуации.
Таким образом, ЕПКТ, которое, по мнению правозащитников и лиц, бывавших там, является пыточным, заработало вновь и туда опять стали завозить этапы с теми осужденными, которых надо «сломать».
Несмотря на то, что в г. Тавда в ИК-26 тоже имеется ЕПКТ, с лимитом размещения больше примерно в 4 раза и свободными «местами», в ИК-63, где дорог каждый метр жилой площади для «особистов», продолжает функционировать участок строгого режима с лимитом наполнения до 30 человек. Вообщем, есть над чем поработать и за что побороться правозащитникам.
Не оставили общественные наблюдатели без внимания и осужденных из новолялинской ИК-54, заявлявших о пытках и издевательствах. Пока у них все нормально, жалоб и претензий не высказывают, выглядят хорошо. Члены ОНК надеются, что так будет и впредь.
Дополнительно члены ОНК проверили тех, чьи родственники обращались к правозащитникам за защитой своих близких, отбывающих здесь наказание. Некоторые осужденные заявили наблюдателям о фактах поборов и вымогательств, что требует более тщательной проверки.
Правозащитники Урала