Заключение по итогам трех проверок ОНК, от 15-16 декабря 2016 года, 23 января 2017 года и 23-24 марта 2017 года в ФКУ ИК-3 города Краснотурьинска
Данное Заключение сделано по итогам трех проверок ИК-3, от 15-16 декабря 2016 года, 23 января 2017 года и 23-24 марта 2017 года. К необходимости Заключения члены ОНК пришли в связи со сложившейся в ИУ за последние три месяца тенденции к массовому помещению осужденных в ШИЗО, что приводит к переполнению камер, и соответственно, к несоблюдению санитарно-гигиенических и эпидемиологических норм. Информация о переполнении камер и их плохом состоянии доводилась до ГУФСИН и прокуратуры двумя предыдущими Заключениями. К сожалению, судя по ответу ГУФСИН России по Свердловской области, с их стороны надлежащей проверки не последовало, и как результат этого, на следующей проверке, от 23 января 2017 года, переполнение камер опять повторилось, и в большую сторону.
Заключением от 19.12.2016 года ОНК сообщала о переполнении трех камер ШИЗО:
камера № 2, 10 кв.м, 4 спальных места, размещено 6 осужденных;
камера № 4, 8 кв.м., 4 спальных места, размещено 6 осужденных;
камера № 11, 12 кв.м., размещено 6 осужденных, спальных мест не хватает.
Заключением от 27.01.17 года ОНК сообщала о переполнении пяти камер ШИЗО. Факт переполнения мы уже закрепили пофамильной перепиской осужденных:
Камера № 1, 9 кв.м., размещено пять человек: З…в А.Е., Б…в А.Н., Ш….в И.Р., С…в Ф.С., Ч…в Д.И;
Камера № 2, 10 кв.м., размещено пять человек: П…н А.Н., И…в С.А., Т….й А.В., С….в В.Ю., Ч….н А.В.;
камера № 3, 10 кв.м., размещено пять человек: С….в М.В., П….в И.М, Н….н А.В., Т….н А.В., Я…е В.В.;
камера № 4, 8 кв.м., размещено пять человек: С….в А.Г., Х…..й В.В., П…..й А.А., Ф…..в В.Ю., З…..о О.Е.;
камера № 15, метраж не указан, маленькая и узкая, два спальных места, размещено три человека: К…..в С.В., Б…..н С.В., Д…..в Д.Н.
В этих камерах некоторые осужденные вынуждены спать по двое на одном спальном месте.
Из 68 осужденных, размещенных в ШИЗО, 40 человек с нарушением «не делал» или «не выходил» на зарядку. В Заключении от 27.01.2017 года мы рекомендовали ГУФСИН провести проверку и разобраться с данной ситуацией по зарядке. Из полученного ответа ГУФСИН на эту тему совсем нет никакой информации.
По результатам последней двухдневной проверки, 23 и 24 марта 2017 года, из 66 осужденных, помещенных в ШИЗО, 24 человека снова за «зарядку». Переполнена одна камера ШИЗО, № 11, размещено шесть человек на пять спальных мест: М…..н, З….в И.Н., К….в А.В., С…..в А.С., М…..в Ю.В., Г…..в, пятеро из которых, «за зарядку».
Есть и такие постановления о нарушении – за сломанные доски пола, хотя они разваливаются от старости, за дырки в стенах, аналогично, за уборку в камере, при этом не выдавалось сретств для уборки, за форму одежды, когда осужденный снимает верхнюю куртку в процессе умывания. Есть и такие, кто утверждают, что не знают, за что помещены в ШИЗО.
Очень много камер ШИЗО в антисанитарном состоянии: (а наказывают осужденных!)
- Частично или полностью бетонный пол в камерах №№ 7, 8, 9, 10, 12, 13, 18, 22;
- Не отгорожен туалет в камерах №№ 7, 8, 15;
- Нет раковин в камерах № 16, 17, 19, 20, 21, 22. В этих камерах над чашей Генуя расположен водопроводный кран, т.е. умыватся возможно только стоя в туалете. В предыдущих Заключениях нами было отмечено, что в данных камерах очень холодно. Ответ ГУФСИН таков: «В камере № 16 температурный режим, для не жилых помещений поддерживается в нормальном состоянии (16 градусов)».
- Узкие камеры, при опускании спального места ходить невозможно, только либо по столу, либо сразу в туалет: камеры № 13 и № 14;
- Сырые, очень узкие камеры, с мокнущими, разрушающимися от сырости стенами: №№ 15, 16,17, 19, 20 и 22. В одной из этих камер, № 15, ПКТ, находился осужденный Ю….в Сергей Викторович, на постельном режиме, у которого два дня держится высокая температура. В данных камерах, до приведения их в надлежащее санитарно-гигиеническое состояние, содержать людей нельзя, не то что больных.
- Почти во всех камерах очень грязные окна. Ответом ГУФСИН было объяснение, что уборкой в помещениях, в том числе и мытьем окон, должны заниматься осужденные. Но на окнах решетки, не позволяющие даже нормально открывать окна.
Отметим, что по факту имевших место нарушений требований ст. 99, 101 УИК РФ в части соблюдения администрацией ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области прав осужденных, содержащихся в помещении ШИЗО, ПКТ учреждения на надлежащее материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, прокуратурой в адрес руководства данного ИУ, 09.01.2017 года исх. № 01-13-2017, в рамках целевой проверки колонии, внесено представление об устранении и недопущении в дальнейшем указанных выше нарушений закона.
Как отмечалось выше, ОНК не получила пояснения ГУФСИН относительно массового помещения осужденных в ШИЗО с нарушением «за зарядку». Для более предметного и объективного исследования данной ситуации, во время последней проверки, 23 и 24 марта 2017 года, 24 марта ОНК зашли на территорию учреждения до подъема, в 5:45 утра. Мы наблюдали, все ли осужденные успевают совершать утренний туалет до зарядки. Результат таков: категорически не успевают. В отряде № 9 на 24 марта было 142 человека, унитазов – 5 штук, три из которых не обеспечивают приватность, раковин 8, один кран не работал. Все время до зарядки, а это 15 минут, в санузел очередь, многие видя, что очередь, сразу идут на улицу, на зарядку, боясь что будут наказаны. Охлаждение, вызванное выходом на улицу, приводит к усилению желания сходить в туалет. Сдерживание позывов мочеиспускания вызывает физические страдания. После зарядки кто не успел, снова бегут в туалет, и снова образуется очередь. Во время зарядки мы отряду задали вопросы: кто не успел в туалет? Было поднято много рук; кто не успел умыться? Лес рук, более ½ отряда. Наши наблюдения подтвердились проведенными беседами после зарядки, все говорят, что не успевают, и что им тут же, в очереди к туалету, записывают нарушения.
Кроме того, на информационном стенде отряда весит распорядок дня где:
«Подъем – 6:00
Физзарядка – 6:15-6:30
Туалет, заправка кроватей – 6:30-6:40».
Этот распорядок совсем не предполагает время на туалет после пробуждения до физзарядки, что даже не укладывается в необходимые естественные потребности организма. Также не соблюдены нормы необходимого количества человек на один унитаз. Считаем не допустимым наказывать осужденных за не выход на зарядку в тех отрядах, в которых не обеспечена норма количества человек на один унитаз.
Распорядок отряда № 9 противоречит распорядку дня, регламентированному ст.21 Приказа Минюста РФ от 16.12.16 г. № 295 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», где очередность утренних мероприятий такова: «время подъема, туалет, физическая зарядка».
Общественная Наблюдательная Комиссия Свердловской области рекомендует:
Руководству ФСИН России:
- Провести служебную проверку ГУФСИН и руководства ФКУ ИК-3 в связи с постоянным переполнением камер ШИЗО.
- Провести служебную проверку на предмет законности и приемлемости созданного распорядка дня для отрядов, когда не соблюдаются ни количественные нормы осужденных на отряд, ни санитарные нормы туалета, ни соответствие распорядка дня осужденных Приказам Минюста и Минздрава.
- Провести служебную проверку и дать оценку работе ГУФСИН России по Свердловской области, не реагирующим на тревожные сигналы от ОНК по создавшейся ситуации, начиная с конца прошлого года, с переполнением ШИЗО осужденными, с массовым водворением в ШИЗО осужденных с нарушением за зарядку – «не делал» или «не выходил».
Надзорному Прокурору:
- Дать правовую оценку действиям ГУФСИН по Свердловской области и руководству ФКУ ИК-3, не предпринимающих действий по устранению выявленных ОНК нарушений в части соблюдения прав осужденных на охрану здоровья. Продолжается переполнение камер и размещение осужденных в камерах, бытовые условия которых имеют нарушения санитарно-эпидемиологических и гигиенических норм, несмотря на внесенное ранее прокуратурой в адрес руководства ФКУ ИК-3 представление об устранении и недопущении в дальнейшем выявленных и указанных выше нарушений закона.
- Дать правовую оценку действиям ГУФСИН по Свердловской области и руководства ФКУ ИК-3, допускающим создание неприемлемых условий жизни осужденных в отрядах, когда распорядок дня осужденных создается формально, без учета предписанных законом норм и действительной численности отрядов и их обеспеченности санузлами.
Приложение: 1) копия Заключения проверки ФКУ ИК-3 от 19.12.2016 года;
- копия Заключения проверки от 27.01.2017 года;
- копия ответа ГУФСИН России по Свердловской области от 08.02.2017 года, на обращение ОНК.
Сообщить в адрес членов ОНК о мерах, принятых в соответствии с рекомендациями, в отведенный законом срок.
Члены Общественной наблюдательной комиссии по Свердловской области,
Вековшинина О.Ю.
Клейменов А.В.
Борисов М.О.
Лаптев Н.В.