Члены ОНК Свердловской области Ольга Вековшинина, Николай Лаптев и Сергей Зыков 24 мая 2017 года вышли из ФКУ ИК-5 немного шокированными. Ведь когда сотрудники тюремной системы устраивают показательные экскурсии в колонии с приглашением журналистов и избранных представителей общественных организаций, то всегда показывается красивая картинка законности и порядка. А вот для членов ОНК, которые приехали в учреждение не хлеб есть и улыбаться на телекамеру, а разобраться, что же на самом деле происходит в колонии и получить ответы на вопросы: Для чего вводят спецназ? Зачем спецназ проводит обысковые мероприятия, во время которых всё переворачивается и вытряхивается?Почему заключенным запрещают телефонные переговоры с родственниками, которые заранее согласовали телефонный разговор и получили одобрение на него и т.д. И ответов получить просто невозможно, потому что сотрудники вмешиваются в разговоры членов ОНК и заключенных. Наблюдатели конфиденциальных бесед с заключёнными, в принципе добиться не могут. Шоу мнимой законности ведь закончилось, журналисты и избранные правозащитники ушли и в колонии наступил обычный ужас.
В каждом отряде членов ОНК встречали осужденные -«активисты» с криками: «что вы сюда ходите?» или «зачем нам мешаете?». Конечно, члены ОНК уже знают, как поступать с «актёрами» надзирателей, но осадок всё равно остается. Постоянные препятствия со стороны сотрудников колонии, когда члены ОНК не могут спокойно пообщаться с заключенными, не помогли надзирателям сорвать общественную проверку.
Наблюдатели всё же выяснили, что после ввода спецназа более 11 заключенных поместили в ШИЗО. Основная причина водворения — не поздоровался. Сроки наказания — от 10 до 15 суток. Все водворенные в ШИЗО заключенные были не согласны с незаконными действиями администрации колонии и спецназа
В одном из жилых отрядов к членам ОНК поступило сообщение, что один заключенный в знак протеста серьёзно порезался. Наблюдатели пригласили заключенного на беседу. Осужденный находился в подавленном состоянии, его немного потряхивало и он не сделал заявления о факте суицида. Отвечая на вопросы наблюдателей заключенный бросал робкий взгляд на сотрудника администрации, который его привел, а потом односложно отвечал. Наблюдатели отметили, что осужденный передвигается с трудом, но причину этого, выяснить не смогли.
Двое заключенных рассказали о рабском труде в колонии. С их слов выяснилось, что работают они уже несколько лет, но денег не получают. Во время беседы заключенные сообщили, что за лишние вопросы о заработной плате могут возникнуть проблемы, в том числе и физические, а немного помолчав, добавили, что проблемы в колонии могут возникнуть хоть из-за чего и они всегда опасаются за свою жизнь и здоровье.

Члены ОНК всё же смогли собрать дополнительную информацию о рабском труде и системе физического насилия в ИК-5, которую обязательно направят в компетентные органы.
Правозащитники отмечают, что фактов, подтверждающих пытки и насилие в этой колонии уже предостаточно, но вот следственный отдел по Тагилстроевскому району города Нижний Тагил в упор не видит явных следов насилия на теле осужденных и всегда отказывает в возбуждении уголовных дел. Многие заключенные сообщали общественности, что заместитель начальника колонии Максим Нурмагомедов, когда их избивал, бравировал знакомством с сотрудниками следственного отдела и заявлял им: «Обращайтесь куда хотите, всё равно это вам не поможет».
Общественные наблюдатели, правозащитники и журналисты всерьёз взялись за эту проблему, можно сказать всем миром навалились, чтобы покончить с насилием и пытками в колонии и привлечь садистов в погонах к уголовной ответственности.
Вот и исполняющий обязанности губернатора Свердловской области Егений Куйвашев сделал заявление, пообещав разобраться с информацией о пытках в колонии.
Правозащитники Урала