Василий Бабина, отсидевший в колонии под Ивделем 26 лет, едет к родственникам в долгожданную деревню Золотуха и рассказывает об увиденном ЕТВ.
Гражданин СССР, помилованный президентом Ельциным, избежавший расстрела и отсидевший 26 лет в колонии«Черный беркут», что под Ивделем, отбывший еще три с лишним месяца в Центре временного содержания в поселке Кольцово, в эти минуты преодолевает последние километры до своего нового места жительства.
Историю этого необычного экс-зэка ЕТВ рассказывал ранее, послушать про историю его мытарств можно и сегодня в нашей итоговой «Сумме мнений». Отбывший свой долгий срок за убийство еще во времена советских паспортов, Василий после освобождения снова оказался под строгой опекой правоохранителей. Его пытались депортировать в Казахстан, где он проживал на момент совершения преступления. Тот факт,что времена изменились и Казахстан из республики превратился в независимое государство, не смутил силовиков. Согласно решению Минюста и МВД, пребывание Василия Бабины на территории РФ было признано нежелательным.
Казахстан отказывался принимать бывшего зэка, Василий продолжал находиться под стражей, хотя официально это не считалось заключением — более трех месяцев бывший зэка провел за колючкой ЦВСИГ. Но на этой неделе усилиями адвокатов и общественников Василий был выпущен на волю,решение о его нежелательности суд отменил, и обретший вторую жизнь смертник отбыл к семье, которая ждала его все эти годы.
Мы связались с Василием по телефону, чтобы узнать, как у него дела — в неофициальных разговорах правоохранители говорили, что он имеет все шансы не добраться до желанной Золотухи, где живут его сестры, и где взрослый сын Василия собирался купить ему дом. У бывшего зэка на руках из документов — только справка об освобождении да советский паспорт, который многие молодые полицейские, скорее всего,даже в живую-то и не видели. Но пока у Василия все хорошо: доехав поездом до Барнаула, он встретился с родственниками. Те посадили его в машину и сейчас везут к месту нового жительства. Сегодня вечером он должен прибыть в Золотуху.
Настроение у бывшего зэка приподнятое — он уже повидался с племянниками и внуком, которого раньше никогда не видел. Постсоветская реальность за окном поезда и автомобиля отличается от той, что Василий видел по телевизору на зоне. Особенно ему бросилось в глаза запустение, царящее в сельском хозяйстве.
Василий Бабина
Странно смотреть на сельхозугодья в таком состоянии. Странно,как можно было так много всего забросить. А там, где что-то сеют и выращивают, делают это как-то несуразно. С техникой тоже все странно — есть и новые машины, но попадаются трактора,которые еще до моего заключения в полях работали и не считались новинками.
Не очень хорошее впечатление на бывшего сидельца произвели и малые города, через которые он проезжал. Особенно их дороги — ямы сплошные на месте асфальта, говорит Василий.
Прибыв в Золотуху, Василий не собирается долго праздновать освобождение. Он и до тюрьмы был не особо пьющим, а теперь и вовсе о водке не думает. Говорит, что собирается отъедаться мясом и мороженым. А в понедельник намерен заняться оформлением документов. И еще преступить к работе — официально трудоустроиться бывший зэка Бабина пока не может, но у его сестры большое хозяйство. Много коров и другой скотины, трактор, грузовик — бывшему слесарю и шоферу, получившему в зоне еще пять рабочих специальностей, дел хватит.
Единственное, о чем сейчас волнуется Василий — это судьба таких же зэков с советскими паспортами. Не всем им повезло иметь надежную семью, как у него. Не всем вовремя предоставят адвоката. И сколько времени проведут в Центрах временного содержания заключенные, десятилетиями ждавшие свободы, и что с ними будет после отказа стран бывшего СССР признать своими гражданами — никто не скажет наверняка.
Историю Василия Бабины — подробности совершенного им преступления, жизни в«Черном беркуте» и мытарств в рамках юридических коллизий после освобождения — можно прочитать здесь.