«Преступники приговариваются к лишению свободы, а не к жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению»

1
812

Глава СПЧ Михаил Федотов предлагает изменить порядок формирования ОНК и расширить их полномочия


Изменить порядок формирования общественных наблюдательных комиссий (ОНК) предлагает Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), сообщил «Известиям» его глава Михаил Федотов. Он подчеркнул, что эта инициатива была выдвинута в рамках поручений президента Владимира Путина по итогам декабрьской встречи с членами совета.

В настоящее время ОНК формирует Общественная палата, однако, по мнению Михаила Федотова, есть и другой вариант.

— В рамках создания национального превентивного механизма против пыток, который, по нашему мнению, должен возглавлять уполномоченный по правам человека в России, мы предложим сделать ОНК его составной частью, — пояснил глава СПЧ. — Таким образом, общественные наблюдательные комиссии будут работать под руководством омбудсмена, и он же будет формировать ОНК, что сделает комиссии более независимыми.

Кроме того, правозащитники предлагают расширить полномочия таких комиссий. В частности, речь идет о доступе членов ОНК в конвойные помещения судов и спецтранспорт для перевозки заключенных, поскольку именно там они чаще всего подвергаются избиениям.

— Мы считаем, что члены ОНК должны получить доступ в конвойные помещения судов, в спецтранспорт для перевозки заключенных, а также планируем обсудить вопрос об обеспечении доступа общественных наблюдательных комиссий во все помещения органов полиции, где нередко удерживаются доставленные граждане, — сказал Михаил Федотов. — Мы предложим внести поправки в закон об общественном контроле в местах принудительного содержания, в частности, речь идет о расширении перечня мест принудительного содержания, подлежащих контролю со стороны ОНК.

Сейчас в полиции члены ОНК могут проверять лишь специальные помещения для задержанных, но полицейские могут прятать их в других местах отделений, отмечают члены комиссий.

Еще одно поручение президента касалось «анализа норм санитарной площади» в российских СИЗО, колониях и тюрьмах. Михаил Федотов заверил, что СПЧ совместно с ФСИН будет искать решение проблемы переполненности следственных изоляторов: необходимо разработать федеральную программу по строительству новых СИЗО, ведь некоторые из действующих построены еще в XVIII веке. Глава СПЧ также считает, что необходимо увеличить норму площади в СИЗО на одного заключенного, которая сегодня составляет не менее 4 кв. м.

Так, новый следственный изолятор в Санкт-Петербурге «Кресты-2» строился из расчета 7 кв. м на человека. Теперь же администрации приходится отправлять туда дополнительно заключенных, чтобы не получить упрек со стороны Счетной палаты в неэффективном использовании бюджетных средств, рассказал Михаил Федотов.

— Но и преступники приговариваются к лишению свободы, а не к жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению, — отметил он.

В то же время на вопрос о том, возможно ли в отношении отдельных категорий подозреваемых законодательно запретить такую меру как арест — для снижения числа граждан находящихся в переполненных СИЗО, Михаил Федотов ответил отрицательно.
— Эта проблема, которую нельзя решить «кавалерийским» наскоком, — заключил глава СПЧ.

Владимир Путин 21 февраля дал ряд поручений по итогам состоявшейся в декабре встречи с членами СПЧ. Большое внимание в них уделяется вопросам защиты лиц, содержащихся в местах лишения свободы.

В послании Федеральному Собранию глава государства обратил внимание на необоснованные аресты и длительные сроки содержания под стражей предпринимателей. Президент поручил Верховному суду и Генпрокуратуре внимательно разобраться со следственной волокитой.

Источник: iz.ru

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. 6) Имеются различия в принципах проведения судебно-психиатрических экспертиз и экспертиз по Стамбульскому протоколу. В судебно-психиатрической практике в основном в отношении потерпевших задаются вопросы: может ли отдавать отчёт своим действиям или руководить ими, мог ли оказывать посильное сопротивление, может ли правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания, склонен ли к патологическому фантазированию и псевдологии, может ли участвовать в проведении судебно-следственных действий? При этом судебно-психиатрические эксперты не отвечают на вопросы о правдивости показаний, о выдумке или заученном тексте. В Стамбульском протоколе задаются в основном вопросы: возникшие у потерпевшего психические расстройства имеют ли причинно-следственную связь с психотравмирующей ситуацией, могли ли неправомерные действия сотрудников полиции повлечь развитие психических расстройств у потерпевшего, имеются ли у потерпевшего индивидуально-личностные особенности, предполагающие низкую стрессоустойчивость, если у потерпевшего имеются психические расстройства, то какой они степени тяжести, имеются ли у потерпевшего признаки патологической склонности к фантазированию и псевдологии, являются ли психические расстройства у потерпевшего телесным повреждением, нуждается ли потерпевший в данное время в психиатрическом лечении и может ли принимать его в местах лишения свободы, согласуются ли данные психолого-психиатрического исследования сообщению о якобы имевших место пытках, являются ли полученные психологические данные ожидаемыми или типичными реакциями на экстремальный стресс в контексте культурной и социальной среды потерпевшего, каковы сопутствующие факторы стресса, воздействующие на потерпевшего, какое воздействие они оказывают на его состояние, свидетельствует ли клиническая картина о том, что обвинение в применении пыток было ложное? Зачастую в судебно-психиатрической практике не уделяется достаточное внимание состоянию потерпевших после жестокого обращения, даётся ответ, что психическим заболеванием не страдает. При этом у потерпевшего могут быть психические расстройства, вызванные жестоким обращением. Или СПЭК даёт ответ, что не располагает достаточными данными для связывания наличия психических расстройств с жестоким обращением. Такой ответ зачастую устраивает следственные и судебные органы, чаще всего на этом СПЭ заканчивается, хотя можно было бы уточнить, какие именно данные необходимы для установления этой связи и после получения этих данных назначить дополнительную судебно-психиатрическую экспертизу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here