Гражданин купил машину, чтобы перевозить пассажиров.
До истечения гарантийного срока в ней обнаружили значительный недостаток – производственный дефект двигателя. Через суд гражданин попросил взыскать с продавца расходы на ремонт автомобиля.
Первая инстанция согласилась с доводами покупателя, присудив ему данную сумму, однако апелляционная инстанция отменила это решение.
Согласно ее мнению, в случае обнаружения значительных недостатков товара покупатель не вправе потребовать возмещения расходов на их устранение. Это право предусматривается пунктом 1 ст. 475 ГК и действует лишь при выявлении незначительных недостатков, о которых не упомянул продавец. В указанном же случае следует применять пункт 2 статьи 475 ГК. Данной нормой устанавливается, как быть, когда недостатки значительные. Соответственно, покупатель следовало попросить о замене товара либо возврате средств.
ВС с подобным подходом оказался не согласен и отправил дело на пересмотр. При существенном нарушении требований к качеству товара покупатель вправе предъявить любое из 5 требований, которые перечислены в подпунктах 1 и 2 статьи 475 ГК. Следовательно, коммерсант мог попросить:
— соразмерно сократить цену;
— безвозмездно устранить недостатки товара в разумные сроки;
— возместить расходы на устранение недостатков товара;
— вернуть деньги за товар и отказаться от покупки;
— заменить товар.
Отметим: если бы предприниматель покупал авто для личных нужд, применили бы статью 18 Закона о защите прав потребителей.
Определение Верховного суда России от 11 декабря 2018г. N16-КГ18-49