Европейский суд призвал российские власти отказаться от бесчеловечной практики перевозки заключенных в «стаканах».

0
267
Член ОНК Коми Николай Дидюк в «стакане» в селе Койгородок 24 июня 2014 года

9 апреля 2019 года ЕСПЧ вынес пилотное постановление, посвященное структурным дефектам российского законодательства, которые приводят к огромному количеству случаев транспортировки заключенных в бесчеловечных условиях. Суд вынес постановление в пользу семи заявителей, из которых интересы шестерых представляет юрист «Общественного вердикта» Эрнест Мезак.

Суд призвал российские власти изменить нормативно-правовую базу по перевозке заключенных так, чтобы гарантировать достаточное пространство на каждого человека в автозаках и вагонзаках;
— отказаться от использования глухих одиночных камер автозаков площадью около 0,4 м.кв («стаканов»);
— убрать в больших камерах вагонзаков откидную полку, которая мешает заключенным вставать;
— обеспечить адекватные условия сна для заключенных в дальних поездках;
— обеспечить достаточный доступ к туалету, питьевой воде и пище;
— индивидуально оценивать нужды заключенных с особыми потребностями.

откадная полка в вагонзаке

Процедура пилотных решений была разработана в Совете Европы как метод выявления структурных проблем, которые лежат в основе повторяющихся жалоб на нарушения Европейской Конвенции по правам человека (ЕКПЧ). При принятии пилотного решения ЕСПЧ не только рассматривает конкретные жалобы, но и дает правительству государства-ответчика указания, какие меры необходимо принять, чтобы недопустить нарушения в будущем. До сегодняшнего дня в отношении России было вынесено всего три пилотных постановления. Два из них касаются проблемы длительного неисполнения решений российских судов, вынесенных по искам против органов власти, а еще одно посвящено неадекватным условиям содержания в следственных изоляторах.

Для запуска пилотной процедуры по теме транспортировки заключенных ЕСПЧ выбрал жалобу Алексея Томова и двух других заключенных из Республики Коми, подготовленную при поддержке «Общественного вердикта». На рубеже 2015-2016 годов они пережили бесчеловечный этап из Коми в Мурманскую область. В частности, 13 январе 2016 года Алексея Томова и еще 14 человек с большим количеством их имущества в течение двух часов перевозки по Вологде в камере автозака площадью 4,3 кв.м. Затем Томова и еще 11 человек и тоже с вещами в течение 62 часов перевозили в камере вагонзака площадью 3,1 кв.м (таким образом, на каждого заключенного с 40 килограммами имущества приходилось лишь около 0,26 кв.м личного пространства). При этом в Санкт-Петербурге вагонзак простоял около 15 часов, из которых 10 часов люди заключенные страдали от сильного холода, так как система отопления в вагоне не была приспособлена к столь длительным стоянкам, а температура на улице в это время упала до -20 градусов.

Выгрузка заключенного Алексея Королева (в последующем был полностью оправдан) из «стакана» в селе Корткерос 18 августа 2009 года.

Между тем, ЕСПЧ уже в 2005 году указывал, что даже 0,5 кв. м личного пространства на одного заключенного недостаточно для гуманных перевозок. Суд предложил сторонам спора ответить на вопрос, свидетельствует ли жалоба Томова и двух его созаявителей о системной проблеме или структурном дефекте российского законодательства, которая требует от ЕСПЧ принятия пилотного постановления.

Отвечая на вопрос суда, Эрнест Мезак отметил, что именно нормы ведомственных правовых актов Минюста и МВД, которые содержат устаревшие и уходящие корнями в эпоху ГУЛАГа требования к конструкции тюремных транспортных средств и к порядку конвоирования заключенных, ежегодно порождают десятки тысяч нарушений статьи 3 (запрет пыток) Европейской Конвенции по правам человека.

Суд присудил каждому из шести заявителей, которым помогал «Общественный вердикт», компенсацию морального вреда в размере от 5000 до 1500 Евро. Наибольшую компенсацию за одно этапирование получила Наталья Костромина, которая летом 2010 года пережила перевозку из колонии в Ивановской области в один из следственных изоляторов Коми. 5000 евро она получит за то, что в ходе этапа ее семь раз (в общей сложности восемь часов) перевозили в одном «стакане» вместе с другой заключенной.

Источник: «Общественный вердикт»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here