На Урале зреет новое политическое уголовное дело, которое, по мнению некоторых правозащитников, легко может стать коллективным. Уже не менее восьми человек вызваны в Следственный комитет Екатеринбурга по адресу ул. Щорса, 18 к следователю Бабешко. Следователь Бабешко ведет скандальное политическое дело против бывшего координатора движения “Открытая Россия” в Екатеринбурге Максима Верникова. Уже несколько недель он по очереди вызывает на допросы друзей и знакомых Максима.
На 9 апреля к следователю вызвана гражданская активистка Юлия Ткаченко. На допросе в СК уже побывали соратник Максима по партии “Парнас” Вячеслав Осетров, бывший кандидат в депутаты Елена Парий, активист Виктор Норкин, и другие. Еще несколько человек пока ожидают вручения повесток. Адвокатов активистам предоставляет “Правозащита Открытки”.

Юристы отмечают. что для того, чтобы возбудить дело по ст. 284.1 УК РФ, требуется так называемая «административная преюдиция». То есть наличие двух вступивших в законную силу решений мировых судей о штрафах за участие в деятельности нежелательной организации по ст. КоАП 20.33. В Екатеринбурге по этой статье пока привлекали только Максима, так что свидетели, по идее, должны себя чувствовать в относительной безопасности. Тем не менее правозащитник Вячеслав Башков, который несколько лет назад проходил свидетелем по делу Никифорова, считает, что вызов свидетелями может обернуться репрессиями и в отношении них тоже, потому что грань между свидетелем и обвиняемым по уголовному делу очень тонкая:
— Я опасаюсь возбуждения нового уголовного дела против любого из этих восьмерых, — говорит Вячеслав. — Если только дело будет возбуждено, его будет сложно отменить. Политические активисты должны бороться, чтобы против них не возбуждали незаконные уголовные дела. Первое — это пользоваться 51 статьей Конституции и не давать никаких показаний, даже в качестве свидетелей. Следователи будут использовать все ваши показания против вас же! — заключил Вячеслав.
Напомним, журналист и гражданский активист Максим Верников после Анастасии Шевченко стал вторым человеком в России, против которого возбуждено уголовное дело по ст. 284.1. за осуществление деятельности на территории РФ иностранной “нежелательной” организации. По закону «нежелательными организациями» в России могут быть только иностранные или международные организации, между тем «Открытая Россия» Ходорковского, координатором которой и был Максим Верников, действовала исключительно в нашей стране и не должна была попасть под действие закона о нежелательных организациях.
Максима преследуют за три эпизода: организацию учредительного собрания “Открытой России” в Екатеринбурге, упоминание “Открытой России” в своих постах ВКонтакте, организацию телемоста с Михаилом Ходорковским по скайпу. Исключительно за встречи и публикации, даже без каких-либо призывов. Если добавить, что Максим ещё и профессиональный журналист, ситуация складывается абсурдная.

Еще 15 февраля 2019 года Верников написал заявление о выходе из движения “Открытая Россия”, так как стал главным редактором сетевого издания «Урал – МБХ медиа» и решил целиком сосредоточиться на журналистской деятельности. В УК РФ сказано, что лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности нежелательной организации, освобождается от уголовной ответственности. Даже если бы движение «Открытая Россия» дейстивтельно являлось нежелательной организацией, как нас в этом пытается убедить Следственный комитет, после заявления Максима уголовное дело дожно быть просто прекращено. Но, несмотря на это, дело против Верникова продолжает развиваться вопреки закону и здравому смыслу.
Елена Шукаева,
гражданский активист