Юлия Федотова считает новые поправки неудачными
В России очень быстро набирает ход конституционная реформа. Вчера Госдума приняла в первом чтении поправки в основной закон, которые внес президент Владимир Путин. Выпускница Уральского государственного юридического университета, кандидат юридических наук Юлия Федотова в своей колонке обращает внимание на «тонкие места» в поправках, которые предложил глава государства.
Принятые в первом чтении поправки к Конституции, предложенные президентом, нельзя назвать рациональными по нескольким причинам.
1. В России может появиться нелигитимный с точки зрения международного права президент.
Новая Конституция предусматривает, что президентом может быть тот, кто не имеет и никогда не имел иностранного гражданства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание за рубежом.
Исключение составляют лица, имевшие гражданство Украины, проживавшие на территории Республики Крым и продолжающие там до сей поры постоянно проживать, но уже с паспортом РФ.
Ст. 81 дополняется новым положением: «Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства».
Предполагаю, что назначение в качестве главы РФ какого-нибудь крымчанина может повлечь полную изоляцию России от всего цивилизованного мира, не признающего Крым частью нашей страны. И тогда совершенно спокойно можно будет уйти во внутреннюю Северную Корею.
2. Переписана Статья 79 — об исполнении международных обязательств.
Теперь каждое решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) должно будет пройти фильтрацию через Конституционный суд, что фактически сделает невозможным исполнение таких решений — как ввиду временной затянутости (при том, что сам ЕСПЧ может с десяток лет рассматривать одно дело), так и ввиду, естественно, противоречия всех решений ЕСПЧ Конституции России.
3. Конституционный суд по запросу президента может проверить проект федерального и конституционного закона до подписания, и, если скажет «неконституционно», президент возвращает проект обратно без подписи. И так до посинения.
Раньше Думе и Совету Федерации можно было проголосовать по второму кругу, чтобы вынудить президента подписать текст проекта. Теперь это невозможно. И даже если предположить, что Дума выдвинет что-то хорошее, любое благое начинание на корню может быть загублено при такой системе.
4. Образуется Госсовет.
Собираются руководители всех ведомств и думают, как бы им интегрировать и развить одну тему. Госсовет формируется президентом «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития». Под него будет принят отдельный закон, который крайне интересно прочесть. Думаю, что председатель Госсовета будет рулить всем.
С учетом неоднозначности практики применения закона в России, думаю, назвать поправки удачными нельзя, поскольку они подлежат чрезмерно широкому толкованию и влекут серьезное перестроение структуры органов власти в России вкупе с дополнительными расходами из бюджета.
Отметим, ко второму чтению рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию может внести изменения в президентский проект поправок, об этом E1.RU рассказал депутат Госдумы Андрей Альшевских.
Источник: e1.ru