В Екатеринбурге четвертый месяц томятся в Центре временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГе) два молодых парня. Один из Казахстана, второй — с Украины. Между прочим из Луганской области.
Что же привело этих парней, почти ровесников, в столь грустное заведение? Как ни парадоксально — чтение Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом«.
Ну как не купиться на такие слова:
«Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию».
Влад Филистов родился в Казахской ССР, в дружной семье специалистов, направленных туда по распределению. Мама — уроженка Карагандинской области, отец — Омской: оба были гражданами единой страны и в любой ее точке чувствовали себя, как дома.
А когда единое государство разделилось, то же самое произошло и с семьей: отец вернулся в Россию, мать с сыном остались в Казахстане. И все упорно работали. Со смертью матери Влад сделал главный шаг своей жизни — решил переехать в Россию на постоянное жительство. Тем более, что все российские интернет- и теле-каналы пестрели информацией о демографическом кризисе, о потенциале соотечественников, о приглашениях русских вернуться в Россию. И он вернулся. Выписался из Караганды, подал прошение о прекращении казахстанского гражданства и отправился искать счастья.
У Влада украли документы. Все, что он готовил на гражданство. Парень подключил друзей, знакомых, даже юристов нанимал, но всё тщетно. И тогда он поступил так, как его учили родители — обратился за помощью в полицию. В страшном сне не могло присниться парню то, что произошло в результате. Вместо того, чтобы помочь, именно полицейские составили на него протокол, поместили в обезьянник и направили в суд. Там безо всяких разбирательств что-то пробурчали и… отправили в ЦВСИГ.
Влад написал апелляционную жалобу. Сам. На листе бумаги. Безо всяких юристов. Получил отказ. Тут же сочинил кассационную жалобу, отправил в Челябинск. Писал, звонил, — бился, как птица в клетке. Но клетка, как и ее служители молчали.
Молчала и череда начальников, прокуроров, казенных правозащитников. Влада покоробило, что единственным заговоривши была представитель Уполномоченного по правам человека по имени Эллина Эдуардовна. Она безапелляционно заявила: «В любом случае Вас депортируют. Ничего сделать нельзя». И удалилась.
И тогда Влад обратился к журналистам и к общественникам. Так в ЦВСИГе оказалась Л. Лукашёва, помощник Специального представителя Государственной думы России по вопросам миграции и гражданства К. Затулина. Она вторую неделю обзванивала руководителей ГУ МВД России по Свердловской области, депутатов местного Заксобрания, даже написала губернатору, но дальше парадных подъездов или секретарей не продвинулась И тогда она посоветовала Владу лично написать Затулину. И Влад написал:
А у Юниса Гусейнова документы потеряли в… полиции. В последнее время всё чаще такое случается — госорганы теряют документы граждан и ответственность за это возлагают… правильно — на самих граждан!
Юнис родился в Луганской области Украины. И наверное никогда бы не попасть ему из благодатных щедрых краев на Урал, если бы не война. С отцом и братом Юнис оказался в Екатеринбурге. Здесь очень быстро освоился, обзавелся связями и друзьями. Правда, не все друзья оказались добрыми. И оказался наш украинец на скамье подсудимых. Срок дали небольшой, но реальный. А после освобождения не вернули паспорт. И куда он ни обращался — увы. Консульство Украины, как понимаете, беженцев из Донбасса паспортами не документирует, а Российская Федерация…. Юнис тоже читал закон о соотечественниках:
«Органы государственной власти Российской Федерации обязаны… содействовать соотечественникам в реализации основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в законодательстве государств их проживания или пребывания, международных договорах Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации, а также принимать меры по их защите и восстановлению«.
Вот и обратился Юнис к Российской Федерации за защитой и восстановлением своих прав. Заявление подал как ищущий временное убежище, про паспорт сообщил, про отца и брата, которые гражданство России уже оформили. Но Российская Федерация силами сотрудников миграционной полиции, прокуратуры и суда решила… избавиться от 30-летнего Влада. Запросы на Украину направила, мол, заберите своего гражданина, он опасность представляет для мирного населения России, и вообще… И не смотрели эти самые сотрудники, что Украина не принимала Влада, что отец и брат бились за парня, что невеста у него в России, что «органы государственной власти…. (см. выше)».
Отец Юниса также обращался всюду, и бешеные деньги юристам платил, чтоб защитили сына. Но по иронии судьбы, заплатил отец юристам за то, что сына поместили в… ЦВСИГ. И тогда Юнис тоже написал письмо Затулину:
И пока они писали, отцы звонили, а чиновники молчали, разные парни стали братьями. Братьями по несчастью….
Источник: Уральская ассоциация беженцев