Счетная палата (СП) РФ выявила ряд системных проблем в работе адвокатов по назначению, усомнившись в качестве их юридической помощи. Аудиторы раскритиковали недостаточную прозрачность расходов бюджета на работу юристов и низкий уровень их услуг. Соответствующие выводы содержатся в отчете «Анализ использования средств федерального бюджета, предусматриваемых на оплату труда адвокатов, участвующих в качестве защитника в уголовном процессе по назначению суда, в 2016–2018 годах и текущем периоде 2019 года».
Аудиторы исследовали работу государственных защитников, участвовавших в уголовных процессах по назначению суда с 2016 по декабрь 2019 года. Как установила СП, оплата труда адвоката осуществляется на уровне высококвалифицированного специалиста. Однако анализ показал, что само понятие «квалифицированная юридическая помощь» законодательно не установлено, а единственным исполнителем права на ее получение определен адвокат. «Отсутствие требований к уровню предоставляемой квалифицированной юридической помощи не позволяет признавать деятельность адвоката качественной», — отметили в Счетной палате.
Адвокаты без квалификации
В СП подчеркивают, что статьей 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. А каждый фигурант уголовного дела имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника). Соответственно, к лицу, претендующему на приобретение статуса адвоката, предъявляются соответствующие квалификационные требования. Однако, по мнению аудиторов, законодатель не предусмотрел возможность проведения аттестации в целях подтверждения квалификации при осуществлении адвокатом адвокатской деятельности.
«Законодательством не предусмотрено проведение аттестации адвоката для подтверждения его квалификации, не установлено требование к специализации при назначении адвоката в качестве защитника в уголовном деле. Адвокатским сообществом утвержден только стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве. Также отсутствует оценка деятельности адвоката по оказанию им квалифицированной юридической помощи. Отсутствие такой оценки оказывает негативное влияние на качество услуг адвокатов по назначению и не может гарантировать ее надлежащий уровень», — сообщила на коллегии аудитор Татьяна Блинова.
В Счетной палате заявили о необходимости установления требований к специализации адвокатской деятельности.
В течение трех лет адвокатские палаты получили 38,9 тыс. жалоб на адвокатов, из которых 8,7 тыс. (или 22%) были удовлетворены. У 49 прекращен статус адвоката. В отчете констатируется, что доля привлеченных к дисциплинарной ответственности адвокатов увеличилась на 6,7%.
Еще один показатель, на который обращает внимание СП, — количество судебных заседаний, отложенных из-за неявки защитника по неуважительным причинам. Среди них — опоздание адвокатов к началу судебных заседаний, а также несвоевременное уведомление суда о невозможности прибытия в связи с участием в другом процессе, непредставление подтверждающих документов о болезни, командировке и других обстоятельствах. В целом по России количество отложенных судебных заседаний по этим причинам в 2018 году составило более 1,5 тыс. В некоторых субъектах Российской Федерации переносы судебных заседаний носят систематический характер, например, в Республике Тыва судами установлено 264 случая неявки адвокатов по неуважительным причинам, в Новосибирской области — 209 случаев, в Республике Бурятия — 193 случая. Это приводит к переносу судебного разбирательства на более поздние сроки, увеличению общего срока рассмотрения уголовных дел и сроков содержания подсудимых под стражей, отмечают в СП.
«Анализ данных 2016–2018 годов, характеризующих профессиональную деятельность адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению, показал высокий процент обжалуемых действий адвокатов и привлечения их к ответственности, что может свидетельствовать о низком уровне предоставляемой адвокатами квалифицированной юридической помощи, что, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, обусловлено в том числе отсутствием на законодательном уровне критериев оценки деятельности адвоката», — подчеркнули аудиторы.
Проблемы с финансами
Численность адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению суда, является достаточной. По данным статистики, в среднем адвокат по назначению суда ежемесячно защищает трех подсудимых. При этом средняя стоимость защиты одного подсудимого составляет 3,7 тыс. рублей, а средний ежемесячный доход адвоката по назначению в 2018 году — от 26,2 до 69,2 тыс. рублей.
Однако СП констатировала ряд проблем, связанных с выплатами государственным защитникам, в том числе несвоевременное перечисление вознаграждений адвокатам, а также риск их уклонения от уплаты НДФЛ и страховых взносов. Также аудиторы отметили недостаточную прозрачность расходов бюджета на оплату государственных адвокатов. Так, в соответствии с утвержденным правительством положением о возмещении процессуальных издержек денежные суммы, причитающиеся адвокату, должны перечисляться на расчетный счет адвокатского образования. Однако на практике это не всегда соблюдается: в заявлениях на возмещение процессуальных издержек адвокаты указывают реквизиты личного счета.
Счетная палата также обратила внимание на то, что размер возмещения процессуальных издержек адвокатам по назначению не индексировался в течение шести лет — с 1 января 2013 по 1 января 2019 года, несмотря на соответствующее постановление правительства. Это на 33% снизило фактический доход, который получают адвокаты по назначению.
«Это не могло положительно влиять на качество оказываемой ими помощи в уголовном судопроизводстве. С 1 января 2019 года размеры выплат были повышены почти в два раза, но не путем индексации, а за счет увеличения размера базовой ставки вознаграждения», — отметили в СП.
Аудиторы также выявили ряд случаев несвоевременной оплаты труда адвокатов. Причинами этих нарушений явилось отсутствие достаточной цифровизации судебного делопроизводства, а также тот факт, что суды не имеют технической возможности оформлять судебные акты на оплату процессуальных издержек в электронном виде в системе электронного документооборота.
«Учитывая системность выявленных проблем, Счетная палата приняла решение направить информационные письма в правительство РФ, Минфин, Верховный суд и Судебный департамент, а также Федеральную палату адвокатов для принятия соответствующих управленческих решений», — сообщили в контрольном ведомстве. Также предложения по совершенствованию механизма финансирования государственных адвокатов направлены в Госдуму и Совет Федерации.
Источник: legal.report