С 1 января 2020 года для сотрудников ФСИН России прибавилась еще одна обязанность — принимать решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождающихся из мест лишения свободы.
Решение, принятое Правительством Российской Федерации, правильное: кто как ни сотрудники территориальных органов ФСИН лучше всего знают лиц, пребывающих за решеткой по несколько лет.
Вот только у правозащитников оптимизма не прибавилось, поскольку до настоящего времени продолжаются судебные баталии за тех, у кого в России проживают близкие родственники, у кого нет никаких документов, удостоверяющих личность, у кого в паспортах сказано, что они родились в РСФСР (а РФ является правопреемником и правопродолжателем РСФСР, в том числе по вопросам гражданства). Баталии за наших соотечественников и за демократический образ России.
Сможет ли ФСИН компетентно и без судебных споров исполнить свою новую функцию? Об этом состоялся разговор в Свердловском правозащитном центре накануне международного женского праздника 8 Марта.
Коллеги вспомнили самые показательные истории из своей практики:
- Василий Бабина. 25 лет отсидел с советским паспортом и был признан Минюстом нежелательным для России.
- Араз Азимов, уроженца Курганской области, которого обнаружили в ЦВСИГе, где он провел 8 месяцев, хотя по рождению являлся гражданином России.
- Евгения Тыченко, жителя Севастополя, оказавшегося в уральском ИК, непризнанном гражданином Украины, но признанном нежелательным в России.
Как выяснялось в судебных заседаниях, все эти люди и им подобные стали жертвами вопиющей некомпетентности как Минюста, так и территориальных органов МВД. Ни один из этих органов так и не обрел ни одного аналитика по вопросам гражданства, а свои распоряжения и решения выносил формально.
За год исполнения новой функции ФСИН России полностью перенял практику своего предшественника. Даже визуально бланки распоряжений ФСИН ничем не отличаются от бланков Минюста.
А чтобы искоренить формализм в этой работе, необходимо освоить методику определения гражданства Российской Федерации и постоянно знакомиться с судебной практикой по этому вопросу.
Свердловская область — уникальный регион. Здесь сложилось мощное правовое лобби из правозащитников и ученых в области конституционного права, которое сможет оказать содействие региональному органу ФСИН наладить исполнение функции признания нежелательности заключенных, подлежащих освобождению, в строгом соответствии с национальным и международным правом.
С этим предложением к руководству ГУФСИН по Свердловской области решили обратиться: помощник Специального представителя Государственной думы по вопросам миграции и гражданства К.Затулина, председатель Межрегионального центра прав человека, руководитель правозащитной организации «Правовая основа», несколько членов Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области.
Сделать Средний Урал территорией закона и прав человека — вот цель этой инициативы. Обращение решили направить в ГУФСИН и разместить в соцсетях.
Правозащитники Урала