Обращение в ГУФСИН Свердловской области от аналитика по вопросам гражданства РФ Людмилы Лукашевой

0
107

Начальнику ГУФСИН по Свердловской области
генералу-майору внутренней службы
Федорову А.И.

ОБРАЩЕНИЕ

по оптимизации исполнения Постановления Правительства РФ от 10 мая 2019 г. № 581 «О внесении изменений в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения»

Настоящее Обращение содержит рекомендации, составленные по результатам анализа докладов в Государственной думе Российской Федерации, Гражданских форумов РФ и Уральских антикоррупционных форумов. Лейтмотивом докладов являлась озабоченность общества о качестве исполнения миграционного законодательства, роста коррупции и нарушения прав человека на ниве миграции и гражданства.

Как отмечалось в отношении системы ФСИН, ежегодно из системы исполнения наказания выходят на свободу тысячи человек, не имеющих документов (бывшие граждане СССР, ЛБГ, иностранцы, бипатриды). ФМС/МВД игнорирует свою обязанность проводить индивидуальную проверку наличия у каждого гражданства России, что приводит к нарушению их прав другими ведомствами (Минюст выносит, а ФСИН вручает освобождающимся шаблонные решения о нежелательности пребывания в России, суды в заочном производстве направляют граждан в спецучреждения ФМС/МВД (СУВСИГи), и там уже отбывшие наказание люди от нескольких месяцев до нескольких лет находятся в условиях ограничения передвижения и неизвестности (так как ФМС/МВД не оказывает им никакого содействия в документировании, нарушает их права на квалифицированную юридическую помощь и гражданство).

С 1 января 2020 года вступило в силу Постановление Правительства, которым функция вынесения распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, отбывших наказание в местах лишения свободы, передана системе ФСИН Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 43 Уголовного Кодекса Российской Федерации целями лишение человека свободы является исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Поэтому государство содействует освобождающимся из мест лишения свободы максимальной адаптации, уважительному отношению к государству, предупреждению повторного попадания в места лишения свободы.

И первый шаг к этому — разделение лиц на желательных и нежелательных для проживания в Российской Федерации. Каковы критерии для определения этих групп и создания безупречных, с точки зрения права, распоряжений о нежелательности пребывания (проживания) лиц на территории РФ.

1 критерий — наличие/отсутствие гражданства Российской Федерации.

2 критерий — наличие на территории России устойчивых социальных связей: близкие родственники (ст. 5 УПК РФ)родители и дети; супруги; братья и сестры; бабушки и дедушки, внуки; усыновители и усыновленные.

3 критерий — наличие на территории РФ недвижимости, бизнеса, инвестиционных проектов.

Рекомендуется анкетирование лиц, в отношении которых проводится проверка.

Необходимо направлять в МВД запросы на документирование лиц, не имеющих документов вообще либо имеющих недействительные документы.

Пресекать изъятие или признание выданными в нарушение действующего порядка паспортов. Данная практика признана не соответствующей Европейской Конвенции по правам человека, вступившая в силу 3 сентября 1953 года. Постановление ЕСПЧ по делу «Алпеева и Джалагония против России» (Жалобы № 7549/09 и 33330/11; Страсбург, 12 июня 2018 года).

Установить процедуру согласования выводов заключений, издаваемых по результатам проверочных мероприятий. Обязательным постановить ознакомление лица, в отношении которого ведется проверка, с предварительными (с целью профилактики нарушений) и окончательными результатами проверки. Разъяснять гражданам процедуру обжалования заключений в административном и судебном порядке.

Для отработки процедуры признания нежелательным проживания (пребывания) в Российской Федерации проводить регулярный инструктаж сотрудников, уполномоченных проводить проверочные мероприятия, обсуждение вопросов, возникающих в ходе проверки, изучение законодательной и судебной практики с участием экспертов ОНК и Общественной палаты Свердловской области, института Спецпредставителя Государственной думы по вопросам миграции и гражданства.

Только при совместной работе государственных структур и гражданского общества можно сделать миграционную политику России гуманной,  утверждающей права и свободы человека, содействующей гражданскому миру и согласию, сохраняющей исторически и демократические основы государства!

 

Аналитик по вопросам гражданства РФ,
помощник Специального представителя
Государственной думы РФ по вопросам
миграции и гражданства                                                                          Л.С.Лукашёва

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here