16 июня 2021 года депутаты Законодательного собрания Свердловской области продлили региональному уполномоченному по правам человека (далее УПЧ — прим. автора) Татьяне Мерзляковой срок её полномочий ещё на пять лет. Бессменный региональный омбудсмен Татьяна Георгиевна Мерзлякова уже 20 лет безуспешно пытается решить проблемы с системными нарушениями прав человека.
Правозащитник Алексей Соколов рассказал, как ещё 15 лет назад у Татьяны Георгиевны была возможность прекратить пытки:
В 2006 году я лично передал документы Татьяне Георгиевне имеющие доказательства совершения убийств и пыток в ИК-2 г. Екатеринбурга. После этого, фабрика смерти в ИК-2 продолжала действовать дальше и существовала до 2015 года, когда сотрудники ФСБ задержали замначальника колонии и его сподручных из числа осужденных.
Алексей Соколов
Также, главе УПЧ по Свердловской области были переданы документы, доказывающие наличие пыток в ИК-46 г. Невьянск, ИК-54 г. Новая Ляля, ИК-63 г. Ивдель и многих других колониях. Примечательно, что какие-либо действия Мерзлякова принимала лишь тогда, когда проблема получала всеобщую огласку, но её реакция точно не связана с желанием помочь, скорее выйти из ситуации с наибольшими потерями для власти.
Яркий пример бездействия регионального УПЧ высветился при акции протеста членов ОНК Свердловской области III созыва Ларисы Захаровой и Ольги Диановой. Когда члены общественной наблюдательной комиссии поняли, что никто не собирается бороться с пытками в исправительных учреждениях, в частности, Лариса Захарова и Ольга Дианова объявили голодовку под стенами регионального ГУФСИН.

За 9 дней протестной акции помощи от УПЧ так и не было получено. Не понятно, где находилась Татьяна Георгиевна, когда почти в центре города правозащитники голодными ночуют на улице в знак несогласия против преступлений, посягающих на права и свободы человека и гражданина.
В ситуацию вмешался только федеральный омбудсмен, которая направила своих представителей в Свердловскую область. Голодовка прекратилась, а вскоре Сергей Худорожков, начальник ГУФСИН по Свердловской области, лишился своего поста. Победа принадлежит этим двум храбрым женщинам на фотографиях.

Примечательно, что после голодовки в дом к Ларисе Захаровой, матери троих детей, явились сотрудники полиции и инспектор по делам несовершеннолетних с проверкой.
Сотрудники заявили, что пришли по обращению от Уполномоченного по правам человека Свердловской области Татьяны Мерзляковой в связи с анонимным доносом о, якобы, аморальном образе моей жизни и ненадлежащем моем уходе за моими тремя детьми.
Лариса Захарова
Татьяна Мерзлякова, которая бездействовала, когда по всей Свердловской области пытали и убивали заключенных, но незамедлительно обратилась в инспекцию по делам несовершеннолетних, когда мать троих детей решила сделать работу УПЧ вместо самой Татьяны Георгиевны.

Ещё 5 лет бездействия и покрывания власти. Татьяна Мерзлякова запомнится, как человек, который действовал в интересах власти, закрывал глаза на ужасающие преступления против человечности. Но мы уверены, что дети и внуки Ларисы Захаровой запомнят мать, как героиню, совершившую подвиг, не побоявшуюся встать против огромного государственного аппарата, которая поднялась и заступилась за тысячи человек, хотя государственные лица всеми силами пытались забыть имена тех, кто подвергся пыткам. История покажет, кто боролся со злом, а кто это зло защищал и покрывал.
Правозащитники Урала