Верховный суд России прекратил уголовное дело в связи с отсутствием в действиях Татьяны Воробьевой состава преступления. За ней признано право на реабилитацию.
В июне 2020 года Быковский районный суд Волгоградской области признал Татьяну Воробьеву виновной по п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни и здоровья человека, совершенное с применением предмета, используемого в качестве оружия).
Ее приговорили к 2 годам лишения свободы в колонии общего режима.
Апелляционная инстанция переквалифицировала ее действия на ч. 1 ст. 114 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны). Наказание — 6 месяцев исправительных работ с удержанием из заработной платы в доход государства 5 %.
Женщина свою вину не признала и утверждала, что действовала в состоянии необходимой обороны. По словам Воробьевой, во время очередного эпизода домашнего насилия пьяный сожитель развернул ее, резавшую хлеб на столе, и придавил ей шею. А затем нанес два удара.
Воробьева, задыхаясь, ударила сожителя ножом, когда пыталась его оттолкнуть.
Комментирует юрист Дарьяна Грязнова, которая с сегодняшнего дня является куратором направления по защите прав женщин и детей в «Зоне права»:
— Мы приветствуем определение Верховного суда РФ, отменившее решения нижестоящих судов, которые воспроизводили типичные для такой категории дел стереотипы и предрассудки. Суд первой инстанции фактически возложил на Воробьеву ответственность за совершенное в отношении нее домашнее насилие.
В приговоре Быковского райсуда указывалось, что Татьяна заведомо знала о том, что сожитель находится в состоянии алкогольного опьянения и что в таком состоянии он агрессивен и может применить насилие. «При этом, находясь в кухне, при возникшей ссоре она не уступала потерпевшему в конфликте». Более того, нижестоящие суды не усмотрели реальной угрозы жизни и здоровью Воробьевой.
То есть они, по сути, руководствовались стереотипами об «идеальных жертвах» домашнего насилия, что противоречит ч. 3 ст. 37 УК РФ.
При этом в соответствии с уголовным законодательством право на самооборону распространяется на всех лиц независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к органам власти. А, согласно постановлению Пленума ВС России, удушение – это способ посягательства, создающий реальную угрозу для жизни обороняющегося.
В определении Верховного суда РФ подчеркивается, что «Воробьева нанесла единственный удар ножом именно в момент реальной опасности для ее жизни с целью своего спасения».
Решение ВС России по делу Воробьевой является важным с точки зрения формирования судебной практики по такой категории дел. В то же время следует констатировать, что высшая судебная инстанция страны не изобрела никаких новых правовых конструкций, а просто применила существующие положения о необходимой самообороне.
Определение ВС РФ по делу Воробьевой тут…
Источник: Зона права